ГлавнаяСтатьиВелосипедизация Великого Новгорода: мечты или реальность?
Опубликовано 21.05.2014 в 04:26, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Анфиса Родионова)

Велосипедизация Великого Новгорода: мечты или реальность?

В рамках УрбанФеста «Новый город» состоялась лекция «Уроки велосипедизации» Владимира Кумова, куратора проекта Let's bike it! (Москва). «Урок» оказался очень интересным и познавательным, но на душе оставил лишь тоску и грустные мысли о судьбе нашей страны. Он вновь возбудил в душе вечное русское желание покинуть Россию. Когда идёшь на подобное мероприятие, ожидаешь, что там тебе расскажут, как сделать именно твой город лучше, но обычно натыкаешься лишь на успешные примеры далёких от нас городов.

Основная проблема велосипедистов сейчас – безопасность. Множество аварий происходит каждый день. Владельцы велосипедов стоят перед выбором: делить узкий тротуар с пешеходами и слышать в свой адрес недовольство либо ездить по проезжей части и бояться каждого движения автомобилей. Нужно отметить, что столкновений не избежать, что бы ни выбрал многострадальный пользователь велосипеда. Вариантов решения проблемы несколько: запастись защитными приспособлениями и терпением либо ездить по специальным велосипедным дорожкам. К сожалению, наш русский велосипедист лишён выбора: дорожек в городах нет. Пару лет назад на одной из главных улиц Великого Новгорода была предпринята очень жалкая попытка сделать жизнь велосипедистов лучше – на тротуаре появилась разметка, отделяющая зону велосипедистов от зоны пешеходов. Следовал ли кто-нибудь разметке? – Нет. Пешеходы продолжали считать себя хозяевами всего тротуара и были, надо сказать, правы. Сейчас линии разметки уже стёрлись, тем и кончилась велосипедизация Новгорода. В ближайшее время мы вряд ли увидим велосипедные дорожки, находящиеся на безопасном расстоянии от проезжей части и дающие велосипедистам ездить без значительных аварий, но почему бы не помечтать? Решение этой проблемы требует огромных финансовых затрат: строительство велосипедных дорожек – очень дорогое удовольствие, разве готовы наши чиновники готовы пойти на это? Их понять можно и даже нужно, ведь у нашего региона полно и других проблем, требующих внимания и финансовых вложений. Но что-то менять явно нужно.

Очень эффективным показался один из примеров Владимира Кумова: перекрывать проезжую часть по воскресеньям и, таким образом, давая велосипедистам свободно разъезжать по улицам города. Москва добивалась этого в течение двух лет, сколько лет и сил понадобится нам? В Голландии такие акции стали традиционными, однако это были вынужденные меры: в стране резко наступил топливный кризис, и одним из путей решения проблемы стала массовая велосипедизация. Тысячи людей пересели на велосипеды, ведь топливо для этого вида транспорта не нужно. Политика государства делала всё для привлечения людей к велосипедам. Строились специальные и такие желанные нами велосипедные дорожки, центральные улицы сделали пешеходной зоной и запретили въезд автомобилей, а воскресение стало днём без машин. Напоминаю, страна была вынуждена пойти на такой решительный шаг. Возможно, нам стоит подождать такого же кризиса? Учитывая запасы нашей страны, не скоро мы пересядем с машин на велосипеды.

С велосипедизацией в городе всё в принципе понятно: она пока не представляется возможной, но почему бы не начать строить велосипедные дорожки за городом? Вот здесь важно вспомнить о Финляндии. Вдоль трассы между городами тянутся качественные и довольно широкие дорожки, они не прилегают вплотную к чистым финским дорогам, они отделены от трассы широким газоном, покрытым всеми видами растительности. Особенно отчаянные финны ходят пешком из города в город (ходьба в стране вообще в почёте), а молодёжь просто катается, собираясь в группы и преодолевая километры в весёлой компании. Почему в России такого нет? Почему не проложить дорожку хотя бы до Юрьева? Все эти вопросы навевают грусть и чувство безысходности.

Следующим пунктом, необходимым для повышения уровня велосипедизации, являются места для хранения велосипедов. Много ли у нас в городе велопарковок? Людям просто негде оставлять свои велосипеды. На пару часов можно рискнуть и оставить свой драгоценный транспорт прикованным к дереву, но на больший срок покидать велосипед страшно. Здесь нужно заметить, что в Новгороде участились случаи угонов велосипедов, и сотрудники полиции теперь частенько тормозят велосипедистов и проверяют заводские номера их «железных коней». Особенно часто сцены проверок можно видеть на территории Кремля. Вообще, въезд на велосипедах в Кремль запрещён (непонятно, почему, конечно), но некоторые пытаются игнорировать запрещающие таблички и вот тогда и попадают под волну массовых проверок. В условиях нашей неразвитой велополитики и эти действия можно отнести к велосипедизации. А почему нет? Чиновники заботятся о нас и наших велосипедах. Может быть, всё не так плохо?

В некоторых европейских городах людям разрешили вносить велосипеды в здания, в офисы, чтобы люди знали, что их транспорт в безопасности. В России всё ограничилось милой акцией в Санкт-Петербурге. Активные велосипедисты исследуют город на предмет кафе, куда можно зайти с велосипедом, и вешают на двери таблички, мол, место проверено, с велосипедом можно. Даже приложение создали для смартфонов с картой мест, откуда не выгонят. Общепит нашего города не вмещает жителей, что уж говорить об их транспорте.

Для того чтобы велосипеды вошли в моду, нужно дать людям эти велосипеды. Прокат – следующая болезненная точка велосипедизации. Дорого, дорого и ещё раз дорого. Кажется, что купить свое средство передвижения выгоднее, чем пользоваться прокатом, поэтому многие им и не пользуются, но и велосипедов не покупают, так как стоимость их оставляется желать меньшего. На лекции прозвучала история о том, как вводили бесплатный велопрокат в Буэнос-Айресе. Первая партия велосипедов была полностью украдена, велосипеды второй партии были растащены предприимчивыми велосипедистами лишь наполовину, из третьей же партии украли совсем немного велосипедов. Либо все желавшие свой личный велосипед его получили, либо люди действительно поверили в то, что бесплатный прокат возможен. А сколько бы партий велосипедов украли в России? Думается, что тремя партиями тут не ограничилось.

Так что же делать нам, обычным велосипедистам, чтобы обезопасить своё существование на дорогах? Проводить акции, митинги, настаивать на строительстве дорожек и запрете использования автотранспорта в центре города или смириться с настоящей ситуацией? Есть ли смысл бороться, услышат ли наш крик? На эти вопросы опять же нет ответа. Несчастным велосипедистам только и остаётся, что находиться между двух огней: нетерпимыми пешеходами и лихими водителями.

Фото автора

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Алексей Сабельский
Пешеходные переходы

Правильно обустроенный пешеходный переход может сохранить жизнь или здоровье десяткам людей. Ведь самое ценное – это человеческая жизнь, на ней нельзя экономить.

Анна Соколова
Ярнбомбинг как пример городского активизма

Удовольствие от жизни в городе складывается не только из качественной плитки на тротуарах и отсутствия луж на асфальте. Разного рода уличная активность также влияет на комфортность городской среды.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: