ГлавнаяСтатьиПесня сердца – деревенский праздник
Душа деревни – бесёды да посиделки
Опубликовано 2.06.2017 в 10:57, статья, раздел Наследие
автор: Арсений Великрадский
Показов: 659

Песня сердца – деревенский праздник

«Представьте себе крестьянскую избу с чёрными, закопченными от дыма стенами и потолком. Тотчас по входе туда трудно разглядеть собравшееся здесь общество: духота и мрачность невыносимы… Изба битком набита народом так, что с трудом можно пробраться до середины главного места действия, где на лавках чинно уселись деревенские девушки, прямо против них на полатях взгромоздились ребятишки… среди их детских лиц виднеется густая рыжая борода… принадлежащая хозяину избы и полатей. Прямо под ним поместилась огромная ватага взрослых ребят. Из их толпы время от времени раздаётся настраивание балалайки…» — так в газете «Новгородскiя губернскiя вѣдомости» от 27 апреля 1868 г. описается одна из деревенских святочных вечеринок.
И в той же статье описывается как в закопченной крестьянской избе рождается импровизированный театр, актёры которого, такие же крестьяне как и остальные, показывают сценки из повседневной сельской жизни, окрашенные в тона юмора, а порой и сатиры, и после каждой такой истории, стены избы сотрясают взрывы громкого хохота.

праздники


«…явились посреди избы две фигуры, в вывороченных наизнанку шубах, представляющие медведя и вожатого, встреченные взрывом хохота… Началось представление, столь вообще не редкое в деревнях, сёлах, на площадях и вообще всех наших отдалённых уездных городков, сопровождаемое страшным хохотом всей честной компании. Ну-ко миша попляши, у тя ножки хороши. Поворачивайся живее… Покажь как бабы на барщину ходят, с песнями-ли, с плясками, со всяким ли удовольствием? Квазимедведь начинает прихрамывать, и опираясь на брошенную ему хозяином палку подвигается тихонько вперёд…» Такие вот нехитрые сюжеты разыгрывали самодеятельные артисты на деревенских гуляниях и праздниках. Созданная ещё в дохристианской Руси скоморохами манера театрализации собственной жизни превращаемая в забавные сценки, отточенная, отлаженная веками, прочно укоренилась в традиции праздничных гуляний русской деревни.

скоморохи


Надо ли говорить, что природная склонность русского мужика к сохранению многовекового уклада ведения хозяйства, со скептическим отношением ко всяческим новшествам и изменениям стала лучшей средой для того, чтобы истинные жемчужные крупицы устного народного творчества, созданные в глубокой древности, дошли до нас в практически неизменённом виде. Не менялся быт крестьянина – не требовали изменений и обряды, игрища, театрализации.
Это хорошо заметно на примере исследований народных легенд и сказок, записанных учёными филологами и простыми сказителями в разное время.  

праздники

Традиционное сельское гулянье включало в себя и пляски, и песни, и весьма богатую содержанием театрализацию, где основную роль отводили ряженым – существующим в народной памяти, скорее всего, как отголосок ушедшей в прошлое эпохи скоморохов. Чуть грубоватый, но не унижающий достоинство человека юмор, присущий таким представлениям, легко угадывается в типичных скоморошьих сказах, таких как «Данило и Ненила».

В XVII — XIX вв. в русской деревне был популярен ещё один вид деревенского праздника, носивший разные названия. Именовался он и бесёды и беседы, посиделки, супрядки, вечерки. Названия разные, а суть одна — вечеринки крестьянской молодёжи. Для подрастающего поколения того времени таки собрания были настоящей школой жизни. И парень и девица получали на таких бесёдах все необходимые знания о социальных взаимоотношениях. Здесь же выстраивались отношения, переходящие потом во взрослую жизнь. Молодёжь выбирала себе спутников жизни. Бывали на таких сходках и разговоры на разные темы. От пустяковых сплетен до сугубо деловых, касающихся цен на зерно, урожая овощей или поиска строевого леса. Было там место и пляскам и песням. Одна такая песня приводится в «Вестнике Новгородского земства от 1905 года.


Полно, полно Царю белому
С японцем воевать:
Отпустите мово милого
На время погулять.

Очень маменька обидно
На японца — сатану.
Забрили милаво в солдаты
И угнали на войну.

Мила угнали на войну
На перевязку я пойду,
На перевязку пойду я,
Прощай родная сторона.

Милый мой неоцененный
Нынче годичек военный,
Тебя угонят воевать
Меня оставят горевать.

Наша речушка быстристая
С кровавою волной,
Где-то бьются наши молодцы
С японскою ордой.

Согласитесь, наслушавшись таких песен, в девичьем исполнении, парни получали прекрасный урок патриотического воспитания, а попросту становились мужчинами, готовыми сражаться и за малую и за большую Родину. 

праздники


Посещающие посиделки парни и девки очень отличались от тех, кто такие посиделки не посещал. Современники писали: «Непосещающие всегда более неповоротливы, ненаходчивы, вялы на речь, необщительны, самолюбы». То есть та молодёжь, которая посещала бесёды, оказалась социально развитой, лучше подготовленной к жизни, нежели та её часть, которую попросту «не пустили». Любопытно, что в некоторых деревнях бесёды делились по возрастным категориям. Кроме избы, где собирались девушки на выдане, была «бабья изба» — для замужних женщин, третья изба предназначалась девочкам подросткам и называлась «малой бесёдой». Цель участницы такой беседы — побольше напрясть. Потому «малые бесёды» и привлекали детей. А что ещё делать долгими зимними вечерами в деревне? А на бесёде и песни и игры и танцы.

праздники

Разнообразие элементов, составлявших деревенский праздник, говорит о высоких культурных потребностях крестьянина XIX века и более раннего времени. Ведь в иных условиях столь богатый фольклорный материал просто не смог бы ни храниться, ни приумножаться. Такие вот мысли возникают при изучении материалов экспозиции «игрища и обряды» Музея театрального искусства Новгородской земли. И раскрывается богатый культурный мир русской деревни прошлых столетий.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: