ГлавнаяСтатьиА достоин ли? Александр Невский как бренд Великого Новгорода
И бысть сеча зла, и трусь от копий ломления, и звукъ от сечения мечнаго, яко же и езеру померзъшю двигнутися…
Опубликовано 1.06.2017 в 12:48, статья, раздел Наследие
автор: Арсений Великрадский
Показов: 789

А достоин ли? Александр Невский как бренд Великого Новгорода

Любому новгородцу, достигшему сознательного возраста, известно имя князя Александра Невского. Даже будучи человеком весьма далёким от истории, не способным назвать больше ни единого новгородского князя, каждый знает, не только имя этого человека, но и главные его заслуги — Невскую битву, и Ледовое побоище. 

Но является ли этот факт парадоксом, или же образ князя нарочно акцентирован на фоне остальных правителей и Новгорода и Древней Руси? Попробуем разобраться.

Как кинообраз заменил реальную личность

Образ Александра Невского вдохновил многих деятелей искусства на создание произведений. О нём написано много книг, адресованных как взрослой, так и детской аудитории. Во всех этих книгах Александр Ярославич предстаёт как «типичный русский князь» — доблестный герой, сражающийся за землю русскую, добрый и справедливый. 

Александр Невский


Иосиф Козловский во Пскове поставил памятник Александру Невскому. Есть памятники в Курске, Петербурге и Петрозаводске, во многих городах нашей страны. И везде русский князь предстаёт могучим и доблестным воином. 

В 1938 году Сергей Эйзенштейн снимает прекрасный фильм «Александр Невский», роль князя в котором сыграл Николай Черкасов. Именно Николай Черкасов в образе русского князя из этого фильма изображён на ордене Александра Невского. Люди той эпохи не были знакомы ни с летописными рисунками, ни с иконографией.

А изображение с экрана — это узнаваемо и любимо всей страной. С той поры в народном сознании с именем князя Александра связан образ, созданный Николаем Черкасовым. Например, такую внешность имеет памятник, ранее стоявший на Ярославовом Дворище, а ныне украшающий Вокзальную площадь Новгорода Великого. 

орден Александра Невского


Только почти через полвека Алексей Салтыков снимает «Господин Великий Новгород», где снова присутствует Александр Невский. Но ни этот фильм, ни «Житие Александра Невского», снятый в 1991 году Георгием Кузнецовым, не смогли изменить в народном сознании образ, сформированный фильмом Эйзенштейна.
Что же касается сериала «Дружина», где на заставке с надписью «Новгород» показывают Псковский кремль с Троицким собором, имеющим крышу XVIII века и колокольней, выполненной в стиле барокко, и викингами, существующими в одной эпохе с князем Александром Невским — это явное фэнтези, и к настоящей истории отношения иметь никак не может. 

Сложные отношения князя с новгородцами

Вот потому я обратился к настоящему учёному, с просьбой рассказать о князе Александре, отделив научные знания от киношных образов.

Рассказывает Кирилл Глебович Самойлов, археолог, старший преподаватель Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.

— Как символ, связанный с Новгородом, образ Александра Ярославовича уже давно и прочно закрепился. Но это именно образ, с реальной личностью совпадающий не полностью. Во многом он проистекает из фильма Эйзенштейна, а не из исторических источников.
У реального князя с новгородцами были сложные отношения — возрастание значения княжеской власти, вероятно, сопровождалось и активным вмешательством Александра в традиционные для Новгорода республиканские порядки.
А уж когда он стал великим князем Владимирским, эти отношения еще более ухудшились — например, Александр силой заставил новгородцев выплачивать татарскую дань (чего они, не завоёванные татарами, делать были не обязаны).

Вместе с тем, несмотря на то, что деятельность великого князя Александра Ярославовича, распространившего на Новгород обязанность выплаты татарской дани и нарушавшего традиции боярской республики, часто вызывала возмущение новгородцев, очевидно, что её результаты в целом оценивались современниками положительно. Повествуя о смерти Александра в 1263 году, новгородские летописи воздают ему должное: «ибо потрудился он за Новгород и за всю Русскую землю» «...и жизнь свою за них отдал». Наверное, это наиболее красноречивая характеристика.
В общем, сложный случай. 

Александр Невский

Святой или убийца?

Но, как бы то ни было, в 1547 году, при московском митрополите Макарии, что был одно время и новгородским архиепископом, благоверный князь Александр Ярославич Невский был канонизирован. Для многих людей, не искушённых в богословских тонкостях, такая канонизация выглядит абсурдно. Мол, как же так, с одной стороны, «не убий», а с другой — князь-воин, по «долгу службы» поубивавший, по меньшей мере, не один десяток человек. 

За разъяснением я обратился к Дмитрию Гирсанову, алтарнику Университетского храма Сретения Господня, знающего такие тонкости:

— Отношение Русской православной церкви к воинам, сражающихся за веру, царя и отечество очень уважительное. Это не убийство, а защита. Участие в сражениях — это исполнение слов Спасителя «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13. Убийство остается убийством, но человек идет на это ради ближних. Святость — это итог жизни во Христе, состояние постоянного единения со Спасителем, успешная подготовка к тому, чтобы быть достойным Царствия Небесного. А причины для канонизации следующие: должна быть праведная кончина, должны происходить чудеса от мощей или даже личных вещей человека, и обязательно его народное почитание. В случае с Александром Невским всё это есть. Поэтому его и канонизировали.

Ледовое побоище

Подвиги Невского

В разных источниках указано совершенно разное количество жертв Чудской и Невской битвы. Историки до сих пор ведут споры о том, как же всё было на самом деле. Но как бы то ни было, сколько бы человеческих жизней не унесли те сражения, много или мало - их историческое значение огромно. 

Русский историк, Сергей Михайлович Соловьёв о легендарном новгородском князе писал: 

«Зная..., с каким намерением приходили шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси; это значение ясно видно в особенном сказании о подвигах Александра: здесь шведы не иначе называются как римлянами — прямое указание на религиозное различие, во имя которого предпринята была война».

Изучая подробным образом жизнь Александра Невского и оценивая его дела и поступки, можно увидеть не сказочного исполина — плод разгулявшейся фантазии, а живого человека, любившего и ненавидевшего, радующегося и страдающего, веселящегося и печалящегося, и тем не менее, сыгравшего в истории весьма значимую роль. Одним из свидетельств этой значимости и является эта статья.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: