ГлавнаяСтатьиОдин ли ад у Данте и РПЦ?
Экскурсия по аду
Опубликовано 30.05.2017 в 17:45, статья, раздел Искусство
автор: ОК-журнал (Дмитрий Гирсанов)
Показов: 657

Один ли ад у Данте и РПЦ?

Читайте 1 часть статьи здесь

В произведениях современников Данте, описывающих посещение загробного мира, авторам сопутствуют ангел или кто-либо из святых. Хоть Данте и представляет свое путешествие, как сонное видение, сопровождает его по преисподней представитель языческого мира — поэт Гораций (65 — 8 гг. до Р. Х.). жадность

Это косвенно указывает на то, что описанное в Комедии посещение запредельного мира, скорее всего, литературный прием. Впечатление это усиливается по мере того, как мы встречаем уже в первых песнях известные мифологические персонажи: «Харона, лодочника сумрачной реки»; «три Фурии, кровавы, и бледны, и гидрами зелеными обвиты»; «Цербер, хищный и громадный, собачьим лаем лает на народ».
Данте называет Горация своим учителем в поэтическом творчестве: 

Ты мой учитель, мой пример любимый;
Лишь ты один в наследье мне вручил
Прекрасный слог, везде превозносимый. (Ад.1.85). 

Когда путники оказались в первом круге, где Вергилий увидел многих своих сограждан, Данте проявляет нерешительность. Он заметил на лице своего проводника страх. Однако римский поэт побуждает флорентинца продолжить путь:

Печаль о тех, кто скован ближним кругом, —
Он отвечал, — мне на лицо легла,
И состраданье ты почел испугом. (IV. 19-21). 

Сквозь тьму до слуха со всех сторон доносился не плач, а вздох. Место это называется лимб (лат. limbus — рубеж, край). Сюда, к сожалению, «суровый Дант» поместил некрещенных младенцев и добродетельных нехристиан, живших до Христа. С богословской точки зрения решение это больше, чем спорное. Данте расходится даже с теми католическими теологами, авторитет которых он ставил высоко. Так по учению Фомы Аквинского и других души некрещеных младенцев и взрослых, умерших в первородном грехе, лишены блаженства созерцания Бога на Небе, но наслаждаются полнотой природного счастья, познавая и любя Бога посредством своих естественных способностей. Они не находятся ни в аду, ни в раю, а в некотором промежуточном состоянии. Приведенное мнение составляет частный взгляд. Он никогда в католичестве не имел статуса догматического учения.
Вопрос об участи не крещенных младенцев сейчас является особо болезненным в связи с проблемой прерывания плодоношения. Куда идут не рожденные и умершие до крещения дети и где они пребывают? Ответить на это никто не может. Тайна эта настолько велика, что в нее не проникали даже святые отцы. Можно встретить у них рассуждения на эту тему, но существенное расхождение их мнений говорит лишь о том, что они высказывали только свои взгляды. Ад насильников

У современных авторов, пишущих против прерывания беременности иногда встречаются необоснованные и резкие утверждения о том, что убиенные в результате абортов младенцы — «пища для ада». Этому ложному взгляду хочется противопоставить слова святителя Феофана Затворника, от которых веет не только пастырской мудростью, но и христианской любовью: «Дети все — ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надобно предоставлять милосердию Божию. Они не пасынки, и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божьих бездна. Такие вопросы следовало бы решить, если бы на нас лежал долг всех презреть и пристроить. Как это невозможно для нас, то и оставим пещись о них Тому, Кто печется обо всех».

Пройдя восемь кругов, путники оказались в самой глубине ада — среди ледяного озера Коцит (по-греч. — плач). 

круги адаЭто четвертый пояс девятого круга, названный по имени предателя Иуды — Джудекка. Там путники встретили Люцифера и предателей своих благодетелей. Данте называет только Иуду, Брута и Кассия.
Кандидат философских наук архимандрит Иов(Гумеров), чьи материалы использовались при подготовке статьи, так прокомментировал строки Данте о происхождении ада: «В конце тридцать четвертой песни Ада Данте имеются три терцины (117-126) весьма значимые в богословском отношении. Автор говорит о происхождении ада и объясняет его архитектонику: он образовался в результате падения Денницы. Не Бог сотворил ад, как утверждают некоторые богословски несведущие комментаторы, а „создал“ его сатана. Когда он низвергся с Неба, то вонзился в южное полушарие Земли и дошел до центра. Земля, покрывшаяся морем в месте падения Денницы, скрылась и, ужасом объята, выступила из волн в северном полушарии: 

Есть малый круг, обратный лик Джудекки
Тут — день встает, там — вечер наступил;
А этот вот, чья лестница мохната,
Все так же воткнут, как и прежде был.
Сюда с небес вонзился он когда-то;
Земля, что раньше наверху цвела,
Застлалась морем, ужасом объята,
И в наше полушарье перешла;
И здесь, быть может, вверх горой скакнула,
И он остался в пустоте дупла. (XXXIV.117-126).»Круг ада - лень

ЭПИЛОГ

При чтении Комедии может возникнуть вполне законный вопрос: имел ли право Данте помещать кого-либо в ад? Не слишком ли смело это было до Второго Пришествия и Божественного Суда. Всё же автор Комедии не берет на себя то, что принадлежит только одному Богу. Он создал литературное произведение в целях разрешения тех мучительные моральных вопросов, которые глубоко затрагивали его жизнь. Это открывают нам его трактаты. «О род человеческий, сколько бурь и невзгод, сколько кораблекрушений должен был ты претерпеть, чтобы, обратясь в многоголовое чудовище, ты стал метаться в разные стороны! Оба твоих интеллекта, а вместе с ними и сердце поражены болезнью, ты не врачуешь свой верховный интеллект неоспоримыми доводами, и лицезрением опыта не лечишь свой интеллект подчиненный, и равным образом не исцеляешь сердце свое сладостью Божественного увещания, возглашающего тебе трубою Духа Святого: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? [Пс.132:1]» (Монархия. Книга первая. XVI). Примем эти слова, как обращенные к современному человечеству.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: