ГлавнаяСтатьиВ этом "Аквариуме" важен каждый камушек
Опубликовано 15.05.2014 в 16:27, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Татьяна Дамрина)
Показов: 732

В этом "Аквариуме" важен каждый камушек

Путешествия из Великого Новгорода продолжает совершать Татьяна Дамрина. Мы знакомим читателей ОК-журнала с концертами, которые никогда не будут сыграны в нашем городе. На этот раз в зоне внимания коллектив и личность, лишние слова о которых только помеха. Так что уже давайте окажемся на концерте.

12 мая погода в Петербурге стояла самая что ни на есть промозглая. По всему километру очереди к клубу «А2» хлюпали ботинки и носы. Из обрывков диалогов выходило, что некоторые хлюпали даже не имея билета, но не оставляя надежды купить его на входе. Главное, как сказал бы Борис Гребенщиков, направить на желаемое всю свою позитивную энергию. Собственно, его концерта и ждали все эти люди, и ожидание их было вознаграждено: прямо с простывшего, с характерным названием проспекта Медиков они попадали …в сад.

В этом саду, расположившемся прямо на сцене, мирно соседствуя, произрастали цветы и инструменты. По бокам картину дополняли два больших растения в горшках: и хотелось назвать бы их «Фикусами религиозными», но, похоже, это было что-то из семейства пальмовых. Тут же – два напольных светильника и торшер, точно такой же, с грустью отмечаю я, какой пару лет назад мы за ненадобностью вывезли на дачу. Их включат только в определённый момент, а в какой и почему именно в него, зритель должен понять сам. Вообще концерт «Аквариума» в строгом смысле слова никак нельзя назвать концертом: это некое духовное путешествие, сцепление знаков, символов и музыки. Здесь всё многозначительно и ничто не случайно, кроме, разве что, реплик из зала.

Но вот и кульминация: в центре изображение Будды, восседающего на лотосе – говорят, так обозначают божество мирное, а на фоне Будды БГ с гитарой и лихо торчащим из кармана не то красным платком, не то красной косынкой и ещё 11 «Аквариумистов». «Здравствуйте, любимые мои», – выдыхает в микрофон. К публике он обращается только так. И следуют песни, одна за одной, с широкой духовой секцией, скрипкой и умопомрачающими и уходробительными гитарными эффектами. Публика даже как будто не ожидала такой мощи: музыка напирает и давит, вдруг ниспадая до акустических, «тихих» песен. Зал глушат «Праздником урожая во дворце труда» и сразу же вводят в трепет очень тонкой «Не было такой и не будет». По звучанию это напомнило мне сольное творчество Джорджа Харрисона, тоже, кстати, серьёзно увлекавшегося индийской религиозной философией. Да и что тут мудрствовать: альбомам Харрисона БГ посвятил не одну авторскую программу «Аэростат».

«Спасибо вам за то, что одобряете нашу психодраму. А в психодраме то и хорошо, что она имеет начало и конец», – улыбается Гребенщиков. И тональность концерта меняется, звук смягчается: нежный «Гарсон № 2» и тягучее, неторопливое регги «Вавилон», перетекающее в другое, «Аристократ». Есть у «Аквариума» уникальное качество: гибкость, умение мгновенно создавать совершенно разную атмосферу.

Затем происходит и вовсе сверхъестественное: БГ объявляет антракт. А после него всё снова меняется, да так, что и сравнивать не с чем. «По старой привычке хочется играть джаз», – предупредил Гребенщиков. И на сцене началась настоящая звуковая вакханалия: впечатление, что каждый из музыкантов играл что-то своё на максимальной громкости. Но ведь всё неслучайно, всё многозначительно? Так и есть. Просто время развернулось вспять и помчалось в 80-е, когда с «Аквариумом» играл джазовый музыкант-авангардист Сергей Курёхин, лидер группы «Поп-механика», ныне покойный. Это было посвящение для «посвящённых». В конце фри-джазового помешательства Борис Борисович в полной тишине крикнул в микрофон: «Курюх!» И снова словно отбросил в сторону сыгранную партитуру, переменил настрой и взгляд. Всё те же 80-е, только не середина, а начало. Акустика, квартирник и дешёвый портвейн.

«Мы приходили к человеку в квартиру и начинали играть джаз. А потом человека выселяли. Добром это дело не кончается. Пришлось перейти на другие площадки. Я бы предложил вам прилечь, но все не поместитесь».

«Десять стрел», «Комната, лишённая зеркал», «Почему не падает небо» – чудные чистые мелодии с привкусом ностальгии и светлой грусти. Вот тут-то и зажигаются лампы и торшер. Но и это пройдёт. Звук становится всё объёмней и жёстче, и уже вышел кто-то из рабочего персонала, раскрутил торшер на отдельные части и унёс от греха подальше. Зал сначала покачивается, а затем уже лихо танцует под немеркнущие «Стаканы» и «2-12-85-06». На бис звучит «Рок-н-ролл мёртв» с мелодичным, но жёстким (в общем, великолепным) гитарным соло Алексея Зубарева, в традициях классики рока, «Deep Purple» или что-то вроде того. К «бисам» группа подошла критически, отобрав то, что можно назвать «внутренними» хитами для поклонников творчества: «Пригородный» и «Шуба-дуба блюз» и ещё несколько песен.

...За три часа «Большого весеннего концерта» дождь кончился. Правда, ботинки мои не высохли и всё ещё хлюпали. И если всё так не случайно и многозначительно, то почему же автор ОК-журнала попал на этот концерт спонтанно, как бы невзначай, да ещё и мокрых ботинках? А разве можно, ступив в «Авкариум», выйти из него сухим?

И ещё немного насчёт желаемого. В середине концерта в паузе кто-то крикнул: «Расти, борода, расти», видимо, уж очень желая услышать эту песню. На что Гребенщиков мудро заметил: «Прикладывайте к этому усилия. Направьте на неё всю свою позитивную энергию, и она обязательно вырастет. Вы же смотрели Евровиденье?»

Фото: vk.com/bgofficial

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Юрий Чигарёв
«Bullet For My Valentine» в Санкт-Петербурге: впечатления зрителей

Весь концерт прошел под восторженные крики толпы. Перед самой сценой было крайне плотное давление. Особо активные слушатели бегали, замкнувшись в кольцо посреди танцпола, затем смешивались, толкались и снова бегали кругами.

Татьяна Дамрина
Тусовка длиною в жизнь

Весь зал украшен самодельными плакатами и рисунками Васина: портреты Битлов и Харрисона времён сольной карьеры, каждый рисунок буквально обрамлён цитатами из песен, «знаковыми» цифрами – датами рождений, символикой, связанной с творчеством «жуков-барабанщиков».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: