ГлавнаяСтатьиГроза над фильмом, или Мистика «по-Иоанновски»
Опубликовано 14.05.2014 в 05:34, статья, раздел Увлечения
автор: Валерий Рубцов
Показов: 943

Гроза над фильмом, или Мистика «по-Иоанновски»

Казалось бы, трудно поверить, что в наше современное технократическое время есть место средневековым суевериям и мистическим предрассудкам. Но, определённо, это так. Ведь, как показала жизнь, полёты в космос и открытие атома никак не связаны с чёрной кошкой, перебегающей дорогу, или просыпанной солью. Наше абсолютное понимание мироустройства свободно и непринуждённо соседствует с верой в приметы и мистику. Особенно, если мы люди творческие, а приметы вдруг начинают сбываться...

Чтоб не сглазить

Пожалуй, ни одна профессия не окутана настолько всевозможными суевериями и приметами, как актёрская. О них уже столько рассказано, что впору включить их обязательное исполнение в правила работы театра или в контракт с артистами.

Самая распространенная примета связана со сценарием или пьесой. Если вдруг пачка бумаги с текстом случайно выпала из рук, надо обязательно сесть на неё. Причём именно там, где она упала. И поднимать сценарий уже вместе с собой. Понимающие в мистических делах актёры уверяют, что примета работает на сто процентов. А иначе обязательно произойдёт что-нибудь неприятное. Или слова вдруг вылетят из головы, или спектакль с треском провалится. Хотя как это связано с посиделками на бумаге? Но актёры верят и уверенно плюхаются на землю, припечатывая попами упавшие листки.

Есть и много других примет в самой актёрской гримёрке: входить только с левой ноги, не вешать на дверь картинки, не заглядывать через плечо в зеркало, не рассыпать грим, даже не давать партнёру кусок мыла и так далее.

- Всё это из-за того, что актёрская работа, особенно в театре, происходит здесь и сейчас, так сказать, «в прямом эфире», - объяснил эти суеверия заслуженный артист России Даниил Донченко. – Эту работу невозможно переделать. Поэтому любой артист хочет, чтобы во время спектакля всё прошло идеально.

Много таких примет и на сцене, и на съёмочной площадке. Не удивительно, что актёры иногда забывают свой текст, помня при этом десятки всевозможных примет и суеверий, подбирая гвозди на сцене или меняя живые цветы на искусственные.

Жизнь после «смерти» и смерть после роли

Но если все предыдущие приметы могут вызвать лишь улыбку, да и сами актёры к некоторым из них относятся с юмором, то есть суеверия более серьёзные. Они уже могут повлиять не столько на карьеру, сколько на здоровье или даже жизнь.

Многие актёры отказываются «умирать» в кадре и тем более ложиться в гроб. Такое заигрывание со смертью для них неприемлемо, пусть даже придётся из-за этого отказаться от роли. Те, кто соглашаются, стараются обезопасить себя от нечистой силы целыми ритуалами, например, подкладывая в гроб под голову бутылку водки.

Но больше всего суеверий вокруг мистических или «несчастливых» пьес.

С незапамятных времён во всём мире существует поверие, что «Макбет» Шекспира проклят, поэтому актёры, занятые в спектаклях по этой пьесе, никогда не произносят названия постановки, не репетируют дома и не напевают песню ведьм. Мало ли что.

В нашей стране такие легенды ходят вокруг произведений Гоголя и Булгакова. С постановщиками и артистами, исполнявшими роли в «Мастере и Маргарите» в разные годы и в разных странах происходили несчастия:срывались спектакли и съёмки фильмов, умирали или заболевали актёры и их родственники. Подобная мистика происходила и с теми, кто брался за «Вия».

Ещё одна примета связана с ролью самого неоднозначного и жестокого русского царя Ивана Грозного. Почему-то многим кажется, что исполнителя роли этой исторической личности неминуемо ожидает какое-нибудь несчастие. Но с чем связана такая примета? Скорее, не с самой фигурой, а со статистикой. Ещё в 1945 году прямо на сцене МХАТа умер исполнитель роли царя Николай Хмелёв. Сергей Эйзенштейн ушёл из жизни, так и не закончив третью серию своего «Ивана Грозного». Для Евгения Евстигнеева роль царя в сериале «Ермак» стала последней. Александр Михайлов, чуть не лишился жизни, играя «Смерть Ивана Грозного».

И, наконец, последней ролью Олега Борисова стал Иван Грозный в фильме «Гроза над Русью»…

Проклятие царя?

Сегодня об этом фильме помнят разве что искусствоведы и те, кто в далёкие девяностые успел посмотреть его на телеэкране. Нашему городу в этом смысле повезло больше других. Так как «Гроза над Русью» снималась в Новгороде и окрестностях, то съёмочная группа устроила здесь в 1992 году премьерный показ. Кто-нибудь даже помнит эту двухсерийную киноверсию фильма. Однако мало кто знает о мистических событиях вокруг него.

А началось всё ещё в процессе подготовки к съёмкам, когда автор сценария и режиссёр Алексей Салтыков разругался с продюсером картины Исмаилом Таги-Заде. Продюсер хотел сделать из повести Алексея Толстого «Князь Серебряный» лубочный мюзикл, а Салтыков настаивал на мужском реализме. В результате получился прецедент для кино – съёмочная группа разделилась на две части, и на свет почти одновременно появилось два фильма по одному произведению. Это был первый звоночек.

Фильм «Царь Иван Грозный» с Игорем Тальковым в роли князя Серебряного и Кахи Кавсадзе в роли Грозного был хорошо разрекламирован и вышел раньше «Грозы над Русью», в 1991 году. В тот же год был убит Тальков, что придало фильму своеобразный налёт реквиема. Поэтому эпическая картина Салтыкова с новгородским актёром Анатолием Устиновым и великим Олегом Борисовым на следующий год широким экраном так и не вышла. К тому времени уже развалилась страна, да и киносеть приказала долго жить. А название фильма стало пророческим.

Но главным мистическим роком для фильма стала череда смертей многих, кто над ним работал. Ещё во время съёмок ушёл из жизни актёр Юрий Астафьев, игравший князя Вяземского. Сразу после завершения своей работы над ролью Алексея Басманова скончался актёр Виктор Щеглов. В апреле 1993 года, не закончив монтаж телевизионной версии фильма, умер режиссёр фильма Алексей Салтыков. Буквально через три дня следом ушёл Вацлав Дворжецкий, сыгравший митрополита Филиппа. Через год ушли из жизни Олег Борисов и Сергей Бондарчук. Роли Ивана Грозного и боярина Морозова были для этих великих артистов последними. Через несколько лет оставили этот мир ещё несколько актёров из этого фильма. Нет уже с нами и оператора Сергея Бирюка, снимавшего «Грозу над Русью».

- Я категорически не верю ни в какие приметы и мистику, - рассказал нам заслуженный артист России Анатолий Устинов. – Наверное, это меня и спасает от разных напастей. Хотя в начале съёмок этого фильма и со мной случилась неприятность – на меня упал конь. В результате весь фильм снимался с больной ногой.

И последняя странная ситуация, связанная с «Грозой» – это отсутствие оцифрованной копии фильма. Никто так и не перевёл на DVD ни киноверсию, ни телевизионный вариант картины. Единственное, что сегодня мы можем увидеть, это видеокопию фильма, сделанную ещё в эпоху VHS. Но другой пока нет, и неизвестно будет ли вообще.

Можно по-разному относиться к суевериям и мистике, к цепочке совпадений и злоключений, сопровождавших «Грозу над Русью». Но тем, кто хочет открыть для себя новые грани таланта замечательных актёров и посмотреть хорошее историческое кино, приходите в «Галерею времени», где с 15 мая начинается показ этого удивительного фильма. Поверьте, ничего мистического с вами точно не случится.

Фото из личного архива Анатолия Устинова и открытых источников

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: