ГлавнаяСтатьиГод культуры в России 2014. Ольга Лаврова: "Несмотря ни на что, поэзия людям нужна"
Опубликовано 13.05.2014 в 16:18, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)

Год культуры в России 2014. Ольга Лаврова: "Несмотря ни на что, поэзия людям нужна"

Серия интервью с людьми культуры Великого Новгорода продолжается. На этот раз с читателями своими мыслями и творчеством делится главный редактор интернет-газеты «Ваши новости» Ольга Николаевна Лаврова. В мире культуры она также известна как поэтесса, прозаик, блогер, ведет научную деятельность (изучает наследие художника-декабриста и иконописца Николая Бестужева). Личные пристрастия и интересы она облекает в профессиональное творчество, востребованное многочисленными читателями.

Что для Вас культура?

- Слово «культура» ассоциируется с важным периодом в моей жизни. Так назывался шикарный радиожурнал, который мы на протяжении нескольких лет делали на областном радио «Славия» со Светланой Пахомовой, Валерией Клебановой и другими замечательными людьми и который меня воспитал как журналиста и поэта.

Как Вы воспринимаете Год культуры в России?

- Я пока не очень ощущаю, что в Новгороде сейчас Год культуры. Мне кажется, это как-то больше должно проявляться и шире освещаться в СМИ. Должно быть больше интересных мероприятий, конкурсов, каких-то встреч. Ярких, интересных, запоминающихся. Должны быть бесплатные концерты, чтобы люди даже скромного достатка могли бы прийти и послушать хорошую музыку.

Вообще, на ваш взгляд, эта инициатива перспективна?

- Если честно, мне само название «Год культуры» кажется странным. Это как праздник 8 марта, когда все мужчины идут по городу с цветами и поздравляют женщин с тем, что они - женщины. Помнить об этом нужно всегда. Также и культура — получается, что год мы ее будем поддерживать, а что потом? Но если в этом году какие-то культурные объекты (памятники, музеи, библиотеки) получат материальную поддержку — то этому, конечно, можно только радоваться.

Кажется, что поэзия сегодня востребована лишь в очень узких сообществах.Так ли это?

- Несмотря ни на что, поэзия людям нужна. Это мои личные ощущения. Наверное, издавать стихи не выгодно — так что бизнес в этом не заинтересован. Но есть интернет, есть социальные сети, есть личное общение, поэтические вечера. И тут ты понимаешь, что для многих людей хорошие стихи - как свежий воздух. Причем это касается самых разных возрастов. Недавно меня попросили выступить перед старшеклассниками в 23 школе. И ведь им было действительно интересно, мы нашли общий язык. Они аплодировали искренне, стихи отзывались у них в душе. Меня очень часто благодарят читатели и слушатели, есть те, кто следит за моим творчеством годами. Я бы ничего, наверно, не писала, если бы не чувствовала, что это действительно нужно.

Вы работаете с самыми разнообразными темами и жанрами?

- Да, это так. Я пишу и серьезные философские стихи, и гражданские, и лирические, а иногда и юмористические вещи. Пишу и духовные стихи. То есть для разной аудитории я могу подобрать разные программы. Для школьников читала более острые, актуальные вещи, для интеллигентной и мечтательно настроенной аудитории в музее — что-то другое, на «Библионочи» показала третье... У меня много интересов, жизнь очень яркая, много событий, впечатлений, много размышлений. Отсюда и такие разнообразные темы.

Влияет ли на гражданскую поэзию работа журналиста?

- Да, соприкосновения есть. Как журналист, я чувствую и вижу человеческую боль, проблемы, несправедливость. И могу не только написать об этом статью, но и выразить свои мысли и ощущения в поэзии. Поэтому у меня есть стихи о нищете, о таких страшных вещах, как онкология, аборты. А ведь это темы, которые обычно поэзия не затрагивает. Получаются такие журналистские стихи. Когда мы несколько лет назад попали с ребенком в больницу, я увидела там жуткую нищету и написала фактически репортаж в стихах.

Можно ли заменить журналистский текст поэзией в СМИ?

- Я использую стихотворные тексты в своих материалах, как иллюстрации. Раньше они были в основном связаны с культурой, духовными вещами. Но в связи с событиями на Украине я тоже обратилась к поэзии — мы публиковали стихотворение погибшего в Доме профсоюзов поэта Вадима Негатурова, затем стихи Константина Фролова-Крымского. И еще собираюсь его публиковать, получила официальное согласие. Иногда несколько поэтических строк могут заменить огромную простыню текста и прозвучат сильнее.

Что для вас православная поэзия?

- Это значительная часть моего творчества. Но в обществе сейчас большая озлобленность, так что я не для каждой аудитории буду читать такое. Но я и пишу стихи, и стараюсь работать как журналист так, чтобы совесть была чиста. Пока возглавляю «Ваши новости», буду поддерживать православную культуру и традиционные отечественные ценности.

А что дает право стихам называться православными? Упоминание традиций, обрядов, деятелей церкви?

- Это совершенно необязательно. В стихах моего отца, филолога Николая Лаврова (1949-1990) вы редко встретите упоминания о Боге, но это стопроцентно стихи православного человека. Они наполнены любовью к Родине, к родному языку, природе, культуре, уважением к старикам... С другой стороны, сейчас много можно встретить духовных песен и стихов, в которых много и терминов, и других специфических церковных вещей, но они настолько занудны, что хочется убежать куда-нибудь подальше и их не слушать. Получается, что духовные стихи могут души и не затронуть. Это касается не только православной поэзии. У меня есть произведение под названием «Мертворожденные стихи». Я знаю, что некоторые поэты берут словарь рифм, садятся и сочиняют. Задавшись целью, можно много всего нарифмовать. Возможно, это даже звучать будет ровненько и красиво. Но стихи всё равно будут мертвыми. Я никогда так не пишу. Я жду. Бывает, годами жду, когда придет стихотворение.

Вы пробовали издавать свои произведения?

- Публикаций в сборниках и журналах у меня было немало. Планируются подборки и сейчас, например, в «Невском альманахе». Была и отдельная книжка несколько лет назад, но я всю ее раздарила, а засесть за новый сборник просто нет времени. К тому же, я человек интернета — мне комфортно там, я публикуюсь на Стихи.ру и размещаю новенькое в соцсетях, тут же получая отклики. Причем там меня не только читают, но и выходят с интересными предложениями — так, попросили недавно мои стихи для концерта в Латвии, они прозвучали на вечере романса в старинном замке. В последнее время выходят с предложениями и композиторы, что для меня особенно важно — давно мечтаю услышать песню на мои стихи. Но на самом деле после выступлений люди, особенно старшего поколения, просят книжку, так что все же надо будет заняться этим.

Среди ваших профессиональных интересов - объемные интервью-портреты с различными творческими людьми. Это ваш любимый жанр?

- Да, это самая любимая часть моей профессии. Мне очень хочется показать читателям талантливых музыкантов, художников, актеров, народных мастеров, познакомить людей с их творчеством. В первую очередь, речь идет о наших земляках, но на Новгороде я не замыкаюсь.

А какими работами Вы особенно гордитесь?

- Одна из таких работ - интервью с актером театра «Малый» Андреем Даниловым. Честно признаюсь, очень долго не решалась обратиться к нему с просьбой о беседе. Меня охватывал при мысли о нем какой-то священный трепет. Но я горжусь тем, что в итоге мне удалось завоевать доверие Андрея, который слывет человеком неразговорчивым. А еще вы уже, наверное, в курсе, что я фанат шоу «Голос» и активно продвигаю в своем СМИ и в социальных сетях участников этого проекта. «Голосята» – не только настоящие таланты, но и в большинстве своем замечательные люди, которых надо поддерживать (помните – талантам надо помогать, бездарности пробьются сами?). Сейчас на «Ваших новостях» у меня идет проект, посвященный самым любимым исполнителям. Уже удалось показать Сергея Волчкова, Вадима Азарха, Гелу Гуралиа. Особенно теплые отношения сложились именно с командой и поклонниками Гелы, мы постоянно на связи и будем впредь поддерживать его. Так, сейчас я работаю над большим материалом о молодом грузинском композиторе и пианисте Нике Никвашвили, которого услышала впервые именно на концертах Гелы. Предстоят такие беседы и с другими участниками проекта - Николаем Тимохиным, Полиной Конкиной, Эльмирой Калимуллиной. И тут, кстати, может получиться еще одна интересная встреча. Вадим Азарх и его девушка Анна после моих рассказов заинтересовались новгородским коллективом неслышащих детей «Шаг к мечте» и готовы познакомиться с ребятами во время приезда в Новгород. Есть у меня заветная мечта – увидеть в новых сезонах новгородца. У нас ведь столько талантов!

Вы еще и активный читатель. Что посоветуете из современной литературы?

- Я постоянно стараюсь читать, хотя времени не хватает. Советовать здесь сложно, так как вкусы у всех разные. Могу только сказать, что мне особенно понравилось из последнего прочитанного. Как-то в новостях услышала о литературной премии «Большая книга» и романе Майи Кучерской «Тетя Мотя». И подумала – какое дурацкое название. Буквально на следующий день я пришла в библиотеку и увидела эту «Тетю Мотю» - она печально и устало cмотрела на меня с обложки (на обложке представлен фрагмент картины Модильяни «Женщина в коричневом платье» - С.К.). Я не смогла устоять. И честно скажу — я в восторге от этой книги! Вот как раз вещь, написанная православным человеком. Великолепный русский язык. Стала искать другие вещи Кучерской. Очень понравился ее «Современный патерик. Чтение для впавших в уныние». В восторге от серии книг, в которой вышел бестселлер «Несвятые святые». Там есть и другие сокровища, помимо книги архимандрита Тихона. Например, сборники рассказов священников Ярослава Шипова «Райские хутора» и Андрея Ткачева «Страна чудес». А сейчас я много читаю Бегбедера. Коллеги надарили.

Мне кажется, что в сознании российского читателя зарубежные литературные имена преобладают. А Вы как думаете?

- Даже если так, я ничего страшного в этом не вижу. И если вы меня спросите о любимых писателях и книгах, я тоже назову иностранные имена - Сомерсета Моэма, Дафну Дю Морье, Рэя Брэдбери, Пауло Коэльо, Трейси Шевалье и многих других. Пусть люди читают разную литературу, главное, чтобы вообще читали.

А из современных зарубежных авторов Вы можете кого-то отметить?

- Сейчас я пребываю под большим впечатлением от книги Фредерика Бегбедера «Конец света. Первые итоги». Мне вообще нравится этот автор. Хотя меня могут упрекнуть: как же так, вы же только что говорили, что пишете духовные стихи, а тут вдруг Бегбедера хвалите. Знаете, когда я читаю его, то очень завидую той свободе, которая у него есть. Кажется, что когда он пишет, его вдохновение вообще ничего не сдерживает. Я такого себе позволить не могу. И, конечно, многие вещи у него я тоже не принимаю. Но в любом случае он невероятно талантливый человек. Его книгу «Конец света» я вдоль и поперек исчеркала карандашом — впервые в жизни! Выписала кучу цитат. Он составил список книг, которые необходимо прочитать до того, как они перейдут в электронный вид. И до того вкусно он их описывает, что хочется все бросить и искать эти книжки! (подробнее мнение Ольги можно прочитать в блоге «Ваших новостей»). Но нельзя сказать, что я книгоман, который знает всё о современной литературе. И еще: я никогда не читаю «потому что так надо» или потому что эта книга в моде и ее все читают.

Вы так активно пропагандируете библиотеки.Почему?

- Наша редакция активно ходит в библиотеки. Там особая атмосфера, особый мир. Мне нравится, что в последнее время наши новгородские библиотеки стали активно придумывать какие-то акции, встречи. Например, журфиксы в областной. Это так здорово! И главное — интересно для молодежи. Книжные магазины – это тоже чудесно, но книги сейчас невероятно дорого стоят, да и для того, чтобы их хранить, нужно место. Так что мы с удовольствием ходим в библиотеку, причем каждый раз набираем там много книг и журналов — на всю семью.

Разве не проще перейти на электронные носители?

- Я дружу с современными технологиями и сама публикую стихи в сети, но читать большие литературные произведения в электронном виде не могу. Как гениально Бегбедер описывает в «Конце света» перелистывание страничек, движение по книге вместе с сюжетом, аромат бумаги! «А электронная книга пахнет железякой», - говорит он.

Вы славитесь еще и любовью к экранизациям литературных произведений. Как Вы относитесь к вольным интерпретациям?

- Я люблю хорошие экранизации и театральные постановки. Знаю, что многие люди бывают против них, но я — только за. Ведь часто именно фильм открывает для человека писателя. Так, сериал BBC «Гордость и предубеждение» открыл для меня Джейн Остен, которую я потом перечитала всю, а затем - книги о ней самой, о ее времени, произведения сестер Бронте и других писателей той эпохи... И все благодаря сериалу. Но, конечно, та экранизация — шедевр. Как тщательно они готовились к съемкам! Смотришь — и переносишься в то время, потому что все воссоздано до мелочей — прически, платья, ткани, танцы, мебель... Это вам не голливудская постановка с Кирой Найтли, которую даже с натяжкой не назовешь леди. И не «Онегин» Марты Файнс, в котором герои танцуют под мелодию «На сопках Манчжурии». В этом плане я считаю гениальной экранизацию романа Достоевского «Идиот» с Евгением Мироновым в главной роли. «Мастер и Маргарита» Бортко тоже сильна. Но важно сохранить не только детали, но и дух произведения. Потому английские поклонники Конан Дойла одобрили сериал «Шерлок», хотя там действия происходят в наши дни и Холмс вовсю использует современные технологии. Но мне всегда становится страшно, когда происходит глумление над классическими вещами. Вроде поедания Мышкиным и Рогожиным Настасьи Филипповны. Такого я никогда не приму. В этом отношении я старомодный человек.

***

В заключение хотелось привести несколько стихотворений Ольги Лавровой. Но затем мы решили просто дать ссылку на ее творчество, чтобы читатель сам смог выбрать раздел, который его наиболее впечатлит: http://stihi.ru/avtor/mistress1978.

Разговоры об уничтожении культурного поля в нашей российской действительности давно уже стали общим местом. Но ничто так не волнует читателей, как материал о любимом артисте или писателе, репортаж с культурного события или рецензия на современное явление искусства. Поддерживая эти темы, заражая читателей своими интересами, СМИ снова получают статус не надзирателя и эксперта, а собеседника.

Фото из архива О.Н. Лавровой

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

СЕРГЕЙ ПУХАЧЕВ:
«…сделать фигуру человека, разбирающегося в искусстве, модной»

НАДЕЖДА АЛЕКСЕЕВА: «Культура должна быть как прививка с детства»

НАТАЛЬЯ СЕРОВА:
«Прежде всего – не пугаться, открыть свое сердце новому, и тогда наступит понимание»

ТАТЬЯНА ШМЕЛЁВА:
«Наш город будет выглядеть культурней, если в нём поставить больше урн»

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: