ГлавнаяСтатьиАд Данте и РПЦ — картинки сходятся?
Круги Ада
Опубликовано 24.05.2017 в 09:22, статья, раздел Наследие
автор: ОК-журнал (Дмитрий Гирсанов)
Показов: 670

Ад Данте и РПЦ — картинки сходятся?

Пролог

Когда я только собирал материал для этой статьи и поднимал ее тему в обсуждении с одним моим другом, кандидатом исторических наук, получил лаконичный в своей категоричности ответ:

— Нет и никогда не было никакой официальной позиции Русской Православной Церкви по поводу какого-либо произведения мировой литературы (кроме некоторых сочинений Л. Н. Толстого). У Церкви другая задача в земной реальности.

ад

Я попробовал развить тему:

— Как же так, по поводу Данте, неужели не высказывалось, что-де молодец, правильно описал, или наоборот — да-как-он-мог-там-всё-по-другому! Или не столь категорично, отчасти — да, но не забывая, что он — католик и ничто католическое ему не чуждо...

На что он ответил ещё категоричнее:

— НИКОГДА! У Церкви задача — доведение нас до Царства Небесного, а не литературная критика... А частные мнения частных лиц — сколь угодно.

Итак,

Взгляд РПЦ на ад la divina commedia

(как его увидел автор статьи)

По точной сухой оценке академика А. Веселовского, Божественная Комедия Данте — «поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания». В то же время даже для человека далёкого от литературы это неоспоримый литературный шедевр, для полноценного суждения о которой недостаточно одних мировоззренческих критериев, т. к. не менее важен этический и эстетический посыл.

Сам Данте не дал своему главному произведению оригинального названия, указав лишь вид литературного произведения, в принятой тогда классификации — Commedia, т. е. трагическое начало, которое находит благополучное разрешение, в отличии от трагедии, где всё начинается «за здравие», а заканчивается «за упокой». Эпитет Божественная (т. е. превосходная, идеальная) появляется лишь в XVI веке, когда закрепляется название La Divina Commedia.Dante_exile.jpg

В принципе, литературная традиция путешествия в загробный мир сформировалась еще в античной литературе. Известны мифологические рассказы о сошествии в Аид Орфея за своей женой Эвридикой, двенадцатый подвиг Геракла(похищение трехголового адского пса Цербера из Аида), Гомер в XI песни «Одиссеи» описывает, как его герой спустился в царство мёртвых:

«Вдруг ко мне подошла душа Антиклеи умершей,

Матери милой моей,

Автоликом отважным рождённой.

В Трою в поход отправляясь, ее я оставил живою».

Также и Вергилий в «Энеиде» рассказывает, как Эней в сопровождении Сивиллы спускается в Аид, где находится его отец Анхиз:

«Дальше дорога вела к Ахеронту, в глубь преисподней.

Мутные омуты там, разливаясь широко, бушуют,

Ил и песок выносят в Концит бурливые волны.

Воды подземных рек стережёт перевозчик ужасный...(VI, 236)».Данте ад

Гомер и Виргилий изображают преисподнюю в пределах тех мифологических представлений о загробном мире, которые были в античном мире.

Данте был христианином и опирался на учение о потустороннем мире, выработанное в Западной христианской традиции в Средневековье.

Православное богословие делит нематериальный мир на две области: Рай и ад. Никаких указаний на Чистилище в Священном

Писании мы не находим. Четыре места, на которые ссылаются католические богословы, оснований для введения третьей области не дают:

1) Жертвоприношение, совершённое по приказу Иуды Маккавея ради искупления грехов павших в битве(2мак.12:4-46).

2) Слова Христа: «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в веке сем, ни в будущем(Мф.12:32)».

3) Место из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но как бы из огня(1Кор.3:15)».

4) История бедного Лазаря и злого богача (Лк.16:19-31).

ад

В том виде, в каком учение о Чистилище(место испытаний перед вхождением в рай, где души умерших подвергаются испытанию очистительным огнём) описано у Данте, оно уже вполне сформировалось в XIII веке (письмо папы Иннокентия IV легату Эду де Шатору 1254г. и постановления Лионского собора 1274г.).

Таким образом, учение о Чистилище ко времени создания Божественной Комедии(1307-1321гг.) на Западе было общепринято.

Отсюда и композиционное построение Комедии, которая делится на три основные части(кантики): Ад(Inferno), Чистилище(Purgatorio) и Рай(Paradiso). Каждая часть делится на 33 песни. Началу путешествия соответствует вступительная (Первая) песнь, поэтому часть Inferno содержит 34 песни, а всего их сто.

Для изображения ада Данте использует образ воронки, перевёрнутого конуса, острие которого доходит до центра земли. Представление о том, что ад находится в глубине земли, соответствует общехристианскому учению. Оно опирается на библейские строки «А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподняя земли(Пс.62:10)». Св. пророк Исаия так говорит о падении Денницы: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней(Ис.14:15)». При всей определенности указаний на место расположения ада, Священное Писание нигде не говорит о пространственной структуре преисподней. В Комедии ад имеет архитектурные формы. Он описан некоторой симметричной противоположностью храма. Что может наводить на мысль о том, что Данте за архитектурными формами и пространственным расположением частей выводит символическую аналогию «строения» преисподней. И, в этом, символическом описании можно увидеть многие параллели и с Восточной традицией Христианства. Так можно углядеть некоторое символическое подобие известного сюжета Мытарств преподобной Феодоры(из известного Православным жития Василия Нового) идее Чистилища Данте.Круги ада

Деление ада на девять вертикально расположенных отделений (у Данте: кругов — cerchio) не встречается ни в Священном Писании, ни у святых отцов. В Комедии девять есть производное от числа три (3×3), которое является для Данте универсальным. Число три определяет метрический ритм всего произведения. В Библии число три выражает первую и совершенную полноту. Бог открывает Себя как Отец, Сын и Дух Святой (Мф.28:19); о Христе свидетельствуют дух, вода и кровь (1Ин.5:8); серафимы трижды провозглашают пред Господом: свят, свят, свят (Ис.6:3;Откр.4:8). Мир сотворен Божественной Троицей. Поэтому печать троичности лежит на всем тварном мире. Человек трехсоставен (дух, душа и тело). Время делится на три периода (прошлое, настоящее и будущее). Через любые три точки пространства, не лежащие на одной прямой, проходит единственная плоскость. Девять кругов ада у Данте, по-видимому, образованы по аналогии с девятью небесами согласно с астрономией Клавдия Птолемея. О них он пишет во втором трактате своего Пира: «по мнению Птолемея... существует девять подвижных небес» (2.III).Данте

Продолжение следует.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: