ГлавнаяСтатьиКристина Жеребор. Паруса вдохновения
Опубликовано 8.05.2014 в 14:19, статья, раздел Жизнь, рубрика Как много девушек хороших…
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 1089

Кристина Жеребор. Паруса вдохновения

Как много девушек хороших… «Omnia praeclara rara», - мог бы возразить Цицерон. И этой весной мне и фотографу Сергею Гридневу захотелось доказать первое утверждение. Мы приготовили серию портретов, в которых интересные девушки Великого Новгорода рассказывают о себе, своих профессиях и увлечениях. И первой героиней стала актриса Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского, которая вскоре предстанет в образе Ассоль. Эта ответственная роль позволила поговорить о любви, мечте и настоящей жизни. Встречайте, Кристина Жеребор!

Иногда это похоже на чудо. Появляется в твоей жизни человек – и ты узнаешь, что на необозримой карте нашей страны есть городок с таким-то названием. И уже как будто путешествуешь. Впрочем, разговор о чудесах еще впереди.

Жизнь как одно большое событие

Кристина родилась в маленьком городке Канске с населением более 90 тысяч человек и считающемся неофициальным центром восточной зоны Красноярского края. Свое название получил от реки Кан, притока Енисея, а начинался с маленького острожка, построенного в 1628 году для защиты от енисейских кыргызов. К 1861 году Канск становится полноценным городом, куда ссылают крестьян, декабристов, участников польского восстания и первой русской революции. А во время гражданской войны город был центром партизанского движения. В 1920 году живший некоторое время здесь известный писатель-сатирик Ярослав Гашек женился на дочери местного купца Львова.

Вот на такой мятежной сибирской земле родилась и провела первые годы жизни Кристина Жеребор. Когда ей исполнилось двенадцать лет, семья переехала в Красноярск. Так и хочется увидеть в этом знак судьбы, воспитавшей в будущей актрисе волевой характер, страсть к перемене места и желание увлекать за собой людей.

- Моя жизнь была связана с театром с самого детства. Родители работали в театре. Я это видела, наблюдала, мне это было интересно. Но я не сразу планировала, что буду актрисой. Были разные варианты. Но как-то так сложилось в моем уме, в моей душе, что все-таки – театр.

Кристина поступила в Красноярскую академию музыки и театра. Конечно, она пробовала поступать и в другие театральные вузы.

- Юношеский максимализм – Москву и Петербург покорять. Лететь! И была попытка съездить, неудачная. Я даже не попала на вступительные экзамены, не рассчитала время. Но ни капельки не жалею, что куда-то не уехала, потому что Красноярск для меня и именно красноярская театральная школа – это даже школа жизни, я бы сказала. Там я получила огромнейший опыт и в профессию влюбилась еще больше.

КГАМиТ – относительно молодое высшее учебное заведение, ей всего 35 лет (основана в 1977) году. Но ее выпускники стремительно разъезжаются по российским сценам. К слову сказать, новгородские театралы видели красноярцев на сцене театра драмы им. Ф.М. Достоевского в прошлые сезоны. Зная о сильных сторонах красноярской театральной школы, руководство театра в прошлом году сознательно сделало предложение воспитанникам академии на молодежном фестивале «Будущее театральной России» в Ярославле. И с 2013 года в этом театре началась карьера Кристины. Об ученических годах актриса вспоминает мимолетно, устремляясь помыслами в будущее.

- Это такая особая профессия и такой особый институт – каждый день абсолютно другой. Они настолько яркие, что какого-то особого события за годы учебы не выделить. Я могу в общем сказать, что все четыре года – это одно большое событие в моей жизни. Вроде бы недавно было, но уже столько всего за это время произошло, что детали я вряд ли вспомню.

Но, пожалуй, каждый актер через всю свою жизнь проносит воспоминание о тех, с кем вместе поступал. Здесь есть много странных и неожиданных историй, совпадений, случайностей. И у нашей героини такое маленькое чудо тоже произошло.

- Я все три тура вступительных экзаменов была в одной восьмерке с девушкой, о которой думала, что она не поступит. Я была в этом сильно уверена, но в итоге судьба так сложилась, что и она поступила, и я поступила и даже потом переросло это в дружбу.

Profession de foi

Признаваясь в любви к родному Красноярскому краю, Кристина Жеребор в тоже время понимает, что уже хорошо знает эти места. Даже проездом, она стремится погулять в новом для себя городе. Работа в Великом Новгороде – это еще одна возможность путешествовать, испытать новые эмоции и почувствовать другую атмосферу.

Первый сезон в профессиональном театре принес нашей героине сразу восемь ролей, а под занавес и самая что ни на есть главная – Ассоль в «Алых парусах» - это не только шум аплодисментов и первое зрительское признание, это еще ежедневный физический и эмоциональный труд. Если институт – это школа жизни, то как же воспринимается реальная актерская жизнь?

- Бывают кризисы. Мне кажется, они бывают у всех, независимо от профессии. Бывает, когда что-то не получается, не срастается, ты уже грешным делом думаешь – да пошло всё к черту. Потом берешь себя в руки, не сдаешься, всё налаживается, и ты заново в влюбляешься в то, что делаешь. И абсолютно не жалеешь, что не свернул с пути.

И всё равно задумываешься – если и мужчины в актерской профессии проявляют свои слабости, то зачем же юной красавице забираться так далеко от дома? Многие говорят, что актеры со странностями и для Кристины это не откровение.

- Может, и я странная. Но за себя сказать не могу – если только кто-то со стороны скажет, вижу ли я что-то по-особенному. Я обыкновенный человек. Просто я люблю театр. Я люблю проживать не только свою жизнь, но и воплощать других персонажей.

И здесь есть один ключевой момент, который можно обсуждать и постигать бесконечно. Он возникает, как только актер выходит на сцену. Это вдохновение. Кристина уверена, что артист без вдохновения никому не интересен и в профессии долго не продержится. Научиться ремеслу можно. Познать теорию. Но, выходя на сцену, актер чувствует, что внутри происходит что-то необъяснимое, что-то выше и глубже мастерства.

- Вдохновение – это такая штука, которую не угадаешь. Может свалиться на голову. Вдохновение – полет фантазии, души, эмоций. Если нет вдохновения, то жизнь на сцене может пропасть. Поэтому всё важное здесь и сейчас должно рождаться, в момент игры. За этим люди и приходят в театр. Не интересно ведь, когда всё механически, технически. Жизнь нужна, настоящая жизнь, которая учит, на которую смотришь и понимаешь – да, я бы сделал так же или нет, ни в коем случае, меня это не устраивает. У меня не всегда это происходит. Я человек эмоций. Без вдохновения не повторить пройденный опыт, так чтобы он ожил.

Актриса убеждена, что театр учит людей. Учит зрителей и исполнителей. И дает право актерам учить публику. Ей самой хочется быть причастной к этому процессу, но пока еще самой многое нужно понять. Впрочем, уже сейчас есть конкретные ориентиры.

- Хочется научить людей верить. Многие начинают забывать об этом. Первичные потребности превалируют в жизни. Научить верить в мечту. В любовь, конечно же. Жизнь намного прекраснее, чем может показаться. Надо ловить моменты. Дом-работа-дом-работа, кого-то по пути встретил, семья образовалась. Конечно, это хорошо. Но надо еще жить.

Мечты сбываются

Несмотря на видимую хрупкость, Кристина проявляет твердый, если не суровый реализм. Может, это сибирская закалка, столь настойчиво призывает к полноте жизни, не ограниченной бытовым циклом? Казалось бы, как без сентиментальных чувств и романических фантазий подойти к роли Ассоль, мечтательная нежность которой давно уже стала каноном.

- В какие-то моменты я ее понимаю. Но не скажу, что эта роль мне близка. Очень много сложностей, я не могу докопаться до многих ее мотивов – что ей движет. То, что есть на поверхности – я могу принять либо не принять по отношению к себе. Но внутри сидит еще что-то такое, до чего нужно докопаться. Но я уже близка, я на это очень надеюсь.

Как помнит читатель, в, пожалуй, самой популярной повести Александра Грина маленькой девочке, оставшейся без матери, путник пообещал жениха на корабле с алыми парусами. Мечта так вдохновила героиню, что она двадцать лет, терпя насмешки соседей, верила в своего принца. Повесть стала гимном чистой мечты и чуда, которое влюбленный человек может сделать своими руками. Но где же в этом реальная жизнь, которую на сцене исповедует Кристина?

- А как же – там есть жизнь. И тема «Алых парусов» сама жизненная. В повести говорится о мечте, вере, любви, о пути ко всему этому. В нашей жизни все то же самое. Просто кто-то бросает свой путь, а кто-то двадцать лет искренне верит. Также там говорится о чудесах, которые можно делать своими руками. Ведь Грей нашел свое счастье и подарил счастье Ассоль. Я вот такую жизнь на сцене имею в виду. Конечно, форма спектакля – это уже другой вопрос. Но смысл в этом.

Режиссер Сергей Гришанин взял за основу инсценировку Павла Морозова и пообещал сделать феерию. Этот старинный жанр давно переложил всю ответственность на плечи мюзикла – сценические трюки, обилие музыки и хореографии и, конечно же, волшебство. Не стоит забывать, что и повесть Грина называют феерией. Пусть и нет там очевидной фантастики, но есть очарование наивности и невинности.

- Это сказка, красивая сказка о любви, о человеческом волшебстве. Ассоль необычна на фоне других людей. Даже отец, как бы героиня его не любила, совершил нехороший поступок, отомстил человеку, сломавшего судьбы его жены. А она чиста душой, хотя росла без матери, без друзей. У нее не было яркой, красивой жизни как у Грея. Но судьба так складывается, что они встречаются.

Хочется цинично сыронизировать – сиди себе на берегу и мечтай о далеком возлюбленном. Конечно, смеяться над светлыми мечтами тоже нехорошо. Но ведь Золушка заслужила своего принца тяжелым трудом. А тут даже усилий прилагать не надо…

- Почему прилагать усилий не надо? Вы думаете, легко вот так двадцать лет не сдавать своих позиций, верить в то, что произойдет чудо? Человек часто теряет веру. У него начинают опускаться руки. Вот это мешает. Ассоль искренне желала исполнения своей мечты. Конечно, ей помогли в этом и Эгль, и Грей. Грей ведь тоже искал чистоты, любви, счастья. Чего-то необычного. Любовь – это самое необычное, что есть в жизни каждого человека. Ассоль любила всех людей, несмотря ни на что. А это работа. Нельзя назвать это «ничего не делать».

Так что же такое любовь? Писатели, поэты, философы, психологи и биологи каждый раз изобретают что-то свое, пытаясь определить границы понятия. В «Алых парусах» сошлись два мечтателя, ситуация почти как в «Отелло». Кроме совершенно фееричной встречи в лесу, он ее за муки полюбил, а она его – за состраданье к ним.

- Любовь у каждого своя. Это не то чувство, для которого есть каноны. Если человек сидит и ждет свою любовь, значит, для него так и будет. Если любовь – это здесь и сейчас, значит, так оно и будет. Наверняка, помимо самого слова есть что-то, что объединяет все представления, что можно назвать только любовью. Оно либо дано, либо нет. Сколько бы театр ни познавал эту сферу, до конца дойти не удается. В этом и есть интерес. Если всё было бы так просто, то и мира бы не было. Все бы всё поняли, никто бы друг друга не искал, не ждал. Не для кого и не для чего было бы жить.

И снова по чудесному кругу мы возвращаемся к тому, что «Алые паруса» - это сказка, которую абсолютно реально перенести в жизнь. Кристина уверена, что такая история может случиться с каждым. Можно просто превратить реальность в сказку.

- Было бы желание и стремление, как у Грея. Была бы вера и надежда, как у обоих. И были бы силы на то, чтобы это воплотить. Они сделали всё своими руками. Ну, конечно же должно быть и что-то судьбоносное, как Эгль в этой истории. Появись он только в ее жизни, дай ей надежду и мечту и не встреть потом Грея, неизвестно, сколько бы она еще ждала и дождалась ли. Тогда бы и не было этого произведения и этой сказки. А что могло бы случиться? Мне кажется, моя героиня просто умерла бы с мечтой. Ждала, насколько это в ее силах.

Здесь уже не просто роль в спектакле, а философская позиция по отношению к миру. Что будет с Ассоль на сцене, поможет решить режиссер и вдохновение, которое «никак не угадаешь». А все-таки, какова роль мужчины, кроме стремления и желания, в том, чтобы сделать любимую женщину счастливой?

- Мужчина должен делать первый шаг. Это ближе к мужскому характеру. Но при этом я считаю, что не должно быть никаких обязательств. Если у мужчины возникает стремление по отношению к женщине совершить какой-то поступок, он и должен это сделать. Хочется – надо делать. Нельзя упускать момент.

По мнению Кристины, в «Алых парусах» кроется подсказка для взрослого зрителя, как передать опыт постижения веры и любви младшему поколению. А юным эта история напрямую говорит – живите, не бойтесь, это не страшно. Не будьте циничными и учитесь не отталкивать от себя чистое и светлое.

Как и у любого представителя актерской профессии, у Кристины Жеребор есть любимое произведение, в котором она надеется получить роль и воплотить свои мечты. Это пьеса бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка «Холодно и горячо, или Идея господина Дома». Такой выбор приносит еще несколько изящных штрихов к портрету актрисы. Пьеса Кроммелинка о природе женщины, о ее страстях и потаенной сути. Главная героиня, пытаясь найти себя, заводит романы с поклонниками. Она жаждет жизни, пока ее муж умирает.

***

Сейчас наша героиня живет насыщенной театральной жизнью, репетирует и верит во вдохновение, как чудо. Зрители же станут свидетелями премьеры спектакля «Алые паруса» 17 и 23 мая, а также 8 июня на закрытии театрального сезона в Новгородском академическом театре драмы им. Ф.М. Достоевского.

Фото: Сергей Гриднев

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: