ГлавнаяСтатьиНочь музеев в синагоге
Опубликовано 25.05.2017 в 17:55, статья, раздел Наследие
автор: Григорий Князев
Показов: 551

Ночь музеев в синагоге

На Ночь музеев я с семьёй решил впервые сходить в Большую хоральную синагогу в Петербурге.

Там тоже проходила эта всероссийская акция, которая, несмотря на сугубо ночное время (с часу ночи до пяти утра) ещё до начала собрала у входа едва ли не километровую очередь. К синагоге пришли отнюдь не только сами евреи (хотя некоторых сразу можно было отличить по специфическому внешнему виду и юмору), но, в основном, – просто горожане (больше всего – молодёжь), захотевшие побывать в необычное время в необычном месте (хотя Петербургская синагога, разумеется, открыта ежедневно).

ночь музеев в синагоге Петербург

Пройдя у входа проверку вещей на безопасность (дань нашему неспокойному времени, наполненному террористическими угрозами) мы поднялись в Большой молитвенный зал, вмещающий 1500 человек (изначально же планировалось, что эта синагога будет рассчитана на 3000 молящихся). Ночь музеев в синагоге началась с экскурсии от кандидата наук по иудаике, вкратце познакомившей нас с историей как еврейской общины в Петербурге (кстати, до революции – самой большой в России), так и с историей самой синагоги, построенной в конце 19 века, в основном – на средства евреев-меценатов (прежде всего – барона Гинцбурга и Полякова), за что им (равно как и их потомству) были пожизненно отведены самые почетные места, по традиции размещавшиеся в синагогах у восточной стены (которая, оказывается, в Петербургской синагоге по архитектурным соображениям находится… на юге).
Вообще-то, не так уж много евреев имело право проживать в Российской Империи вне предназначенной для них так называемой «черты оседлости». Это были, в частности, люди, поступившие по квоте (знаменитая «процентная норма») в высшие учебные заведения столицы, представители интеллигенции, ремесленники, купцы первой гильдии (которые обязаны были исправно платить за этот статус громадную по тем временам сумму – 600 рублей золотом в год). И все-таки в Петербурге было ради кого строить такую большую синагогу с такой большой историей, – но которая, однако, по ощущению эмоционально-духовной мощи не сравнится с гораздо более скромной по оформлению синагогой в Праге, при этом несущей в себе тысячелетнее молитвенное дыхание!

синагога

Но и здесь достаточно интересно. После общей обзорной экскурсии мы попали в Зал венчаний – на экскурсию, где рассказывалось о том, какие трудности и какие радости испытывали еврейские жених и невеста на церемонии их свадьбы, как проходила эта церемония, что ей предшествовало и чем всё завершалось. Так, начиналось всё с брачного договора, за который был полностью ответственен жених, далее покупалось только одно золотое кольцо без камней, которое сначала символично надевалось на указательный палец невесты, а потом переодевалось на безымянный. Гуляния на свадьбе длились целую неделю бурным веселием со стороны гостей, однако перед этим одни сутки жених и невеста должны были выдерживать строжайший пост – ни куска пищи, ни глотка воды, – в итоге первая их брачная ночь начиналась… их совместным пиром. Вот такая краткая история еврейской свадьбы!

Далее мы пошли из Большой синагоги в Малую на еще одну экскурсию – по истории Малой синагоги, построенной раньше Большой, собственно, для обычных, каждодневных молитв, в отличие от торжественных религиозных и общинных мероприятий, проводившихся в Большой синагоге. Мы еле уместились в зале Малой синагоги, некоторые даже стояли. Нам рассказали о многочисленных евреях-адвокатах, евреях-врачах, умудрившихся, несмотря на все существовавшие ограничения, остаться в Петербурге и некогда сидевших в этих же креслах. Так ощущается связь времен и связь людей!
еврей

После этой экскурсии мы через двор, на стене которого была изображена Стена плача в Иерусалиме, вернулись в Большую синагогу – и отправились на получасовой концерт клезмерной музыки, то есть еврейской народной музыки на классических инструментах. Мы чуть-чуть опоздали, но нас пустили. Там исполняли то более грустную, то более веселую музыку еврейской свадьбы. Многие слушатели сидели, опоздавшие (такие, как мы) – стояли. Но под эту музыку невозможно не танцевать перед ломящимся кошерной едой столом, а это организаторами не было предусмотрено. Под конец мы уже так устали, что собрались домой, не успев сходить еще на два концерта еврейской музыки и пообщаться с раввином (хотя вопросы к раввину у нас были).

синагога

Самое большое для меня открытие этой Ночи, что синагога – это вовсе не еврейский храм (как почему-то принято считать), а что это просто такой «дом собраний», где иудеи совместно молятся. А единственный иудейский Храм существовал много веков назад только в Иерусалиме, был разрушен, восстановлен, снова разрушен (римлянами, в 70-м году нашей эры, в отместку за восстание евреев), и в третий раз его уже должен будет возвести только сам Мессия, когда Он, наконец, придёт на землю..

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: