ГлавнаяСтатьиШансон – низкий жанр из кабака или искусство?
Его слушали на патефонах, теперь он звучит с компьютера
Опубликовано 22.05.2017 в 16:06, статья, раздел События
автор: Арсений Великрадский
Показов: 1316

Шансон – низкий жанр из кабака или искусство?

В конце XIX века Франция была одной из самых развитых стран Европы. Хотя проигранная война с Пруссией откинула её со второго места на четвёртое, это мало повлияло на рост промышленности и расцвет буржуазии. Французские буржуа, в свободное от деловой суеты время, предпочитали суету кабацкую. 

Вот почему вторая половина XIX века отмечается бурным ростом числа питейных заведений разного формата по всему Парижу. И вот в 1881 году появляется первое кабаре «Чёрный кот» на Монмартре, где собиралась богема тех времён. К их числу относится Ги де Мопассан, Клод Дебюсси, Поль Верлен и Анри Тулуз-Лотрек.
В 1852 году Наполеон III запрещает петь уличным певцам в общественных местах. Прибежищем для них и становятся сначала кабаки, а потом кабаре. Песня по-французски «chanson». Отсюда и название стиля уличной или кабацкой песни — «шансон», а певцов, работающих в этом стиле стали называть на французский манер — шансонье.

Но в ХХ веке шансон из стен кабаре выходит в концертные залы. Во Франции появляется целая плеяда шансонье, которые превратили лёгкие кабацкие песенки в целый жанр эстрадной музыки. И по сей день нам известны их имена.

Один из таких людей Шарль Азнавур

Шарль Азнавур родился 22 мая 1924 года в Париже, в семье этнических армян, выходцев из Грузии. Настоящее его имя Шахнур Вахинак Азнавурян. Его дебют состоялся в пятилетнем возрасте. С тех пор Шарль спел около 1300 песен, написал музыку к трём опереттам, сыграл в 60 фильмах. Шарль Азнавур кавалер Ордена Почётного легиона, офицер, Национальный герой Армении, имеет нагрудный знак МИД России «За вклад в международное сотрудничество». В городе Гюмри ему установлен памятник ещё при жизни. 

Шарль Азнавур

Такие его песни, как «Падает снег» и «Вечная любовь» покорили мир. Их слушали на патефонах, на радиолах, потом они стали звучать с проигрывателей и магнитофонов. Теперь они звучат с компьютеров и смартфонов.
Шарль Азнавур поддерживает связь с Арменией. После землетрясения в Спитаке он основал благотворительную организацию «Азнавур для Армении» и провёл несколько акций по сбору средств для пострадавших. 26 декабря 2008 года он стал гражданином Армении. 

Однако, когда слово «шансон» произносят в России, это не всегда означает «лирическая кабацкая французская песня», и не всегда связано с именами Шарля Азнавура, Мирей Матье или Сальваторе Адамо. Русский шансон — это несколько иное понятие. Ведь и в ресторанах русские гуляют не совсем так, как французы.
Само понятие «русский шансон» появилось в девяностые годы ХХ века, когда, после вечной опалы, на большую эстраду и экраны телевизоров стали попадать песни не только из русских ресторанов, но и с улиц, подворотен, и даже из тюремных камер. Термин «русский шансон» объединил в себе несколько, прежде разных, направления фольклорной песни. Это и «блатняк», и цыганские и еврейские песни конца XIX, начала XX века, и просто уличные и дворовые песни.
Говоря о русском шансоне нельзя не отметить вклад в развитие этого направления искусства 

Аркадия Дмитриевича Звездина, более известного как Аркадия Северного.
Аркадий северный был не только невероятно мастерским исполнителем запрещённых песен, но он являлся и их собирателем. То, что эта часть народной культуры сохранилась и дошла до наших дней, есть и часть его заслуги. 

Аркадий Северный


Родился Аркадий Дмитриевич Звездин 12 марта 1939 года в городе Иваново в семье большого начальника на Ивановкой железной дороги. Биография, как у всех советских людей. Учился в школе, поступил и закончил Лесотехническую академию имени Кирова и начал работать экономистом в ленинградской конторе объединения «Экспортлес». Потом служил лейтенантом в вертолётном полку под Ленинградом.
Современники вспоминают, что Аркадий петь начал ещё в студенческие годы. Имел феноменальную память и знал огромное количество песен. К тому же у него была необыкновенно мощная подача песни. Такая, что концерты возникали стихийно, едва ему стоило начать петь. 



Его молодость пришлась на хрущёвскую оттепель, во времена которой к людям сидевшим, в народе относились весьма тепло. Ведь многие возвращались из колоний после огромных сроков за какой-то пустяк или просто по навету. И интерес к песням «оттуда» был тоже весьма велик.
В 1972 году один из приятелей Аркадия Дмитриевича Рудольф Фукс предложил ему сделать первую запись, на тогда ещё примитивной, в нашем понимании, аппаратуре. Но даже и те, не лучшего качества, фонограммы, слушаются с большим удовольствием не только «сиделыми» людьми, но и представителями совершенно разных слоёв общества.
Ранняя смерть в 1980 году оборвала карьеру артиста почти в самом её начале. Но на сегодняшний день коллекционеры насчитывают более ста различных магнитофонных альбома, этого легендарного исполнителя.
В жанре «русского шансона» на заре творчества работал и Александр Розенбаум. Поклонникам его таланта известны песни «Гоп-стоп», «Умница», «Червончики», и многие другие, написанные как под влиянием «Одесских рассказов» Исаака Бабеля, так и песен Аркадия Северного. 

Комментарий Дениса Яковлева 


Известный новгородский певец Денис Яковлев о разнице между русским и французским шансонами говорит:

— Для меня синоним слова шансон — хорошая, душевная музыка. Мне ближе французский шансон, в правильном понимании. Песни про хулиганов, про матерей, которые не дождались сыновей из тюрем, мне не интересны. Этого достаточно. Из всех российских исполнителей шансона мне нравился Михаил Круг. У него душевно получалось. 


Помимо Михаила Круга на российской эстраде в этом жанре работало и работают много исполнителей.
Виталий Крестовский. Этот псевдоним взял себе артист Ленконцерта Валерий Цыганок. Работал и сольно и с группой «Братья Жемчужные». Его самые известные песни «Ночь на Ваганьковском кладбище», «Сигарета», «Есть у мамы пластинка». 

Аркадий Северный и Братья Жемчужные


«Братья Жемчужные». Ансамбль обрадовался из музыкантов ленинградского ресторана «Парус». Один из музыкантов, Николай Резанов получил прозвище Мишель-Жемчужный из-за того, что носил водолазку жемчужного цвета. Отсюда и название коллектива. Ансамбль работал с Аркадием Северным, Александром Розенбаумом, Сергеем Трофимовым, Михаилом Гулько и другими.



Почему люди слушают такие песни, не смотря на запреты и откровенные презрительные гримасы со стороны чиновников и представителей «чистого» искусства? Быть может потому, что и «места не столь отдалённые» и правда не так уж и далеки от каждого из нас, и «по ту сторону забора», совсем неожиданно, может оказаться каждый. Эти песни, не обременённые рамками норм и правил, откровенно и честно поют о жизни простых людей. О жизни, прожитой не под копирку, о жизни взрослой, где случаются ошибки, резкие повороты и переломы. Но ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает. А раз так, то пока люди влюбляются и делают ошибки, то будут жить и русский и французский шансон, одинаково любимые и хранимые и в душе и в сердце.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: