ГлавнаяСтатьиДарья Соколова: «Мы входим с провокацией в Музей-заповедник»
Мозг художника вскроют на «Ночи музеев»
Опубликовано 20.05.2017 в 12:41, статья, раздел Искусство
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 873

Дарья Соколова: «Мы входим с провокацией в Музей-заповедник»

 20 мая с 21:00 в Музее изобразительных искусств «Дизайн платформа» представляет зарядку для мозга на тему русского авангарда в рамках «Ночи музеев».

 Дарья Соколова, автор идеи, руководитель «Дизайн платформы» рассказывает «ОК-журналу» про амбициозную и масштабную инсталляцию «Левополушарная Р.ЭВОЛЮЦИЯ».

— Проект появился три года назад, что из себя сегодня он представляет?

— У нас мигрирующий состав участников и на сегодняшний день в активе 15 человек. «Вербовка» авторов происходит постоянно. Ребята приводят своих друзей. Наша задача — создать проект будущего для современных дизайнеров и художников, которые получают профессиональное образование, чтобы они видели, что город, общество в них нуждаются. То, о чем они думают и что делают — это интересно. И достойно лучших площадок в городе. Мы очень благодарны Музею художественной культуры Новгородской земли за сотрудничество. А сейчас серьёзный риск — мы выходим с провокационным проектом на площадку Новгородского музея-заповедника.

Дизайн платформа

— Что удалось сделать за это время?

— Сейчас основное время ушло на то, чтобы люди привыкли, что такое существует. Как руководитель я имею предложения о серьезном участии в городских мероприятиях. Веду большую работу в социальных сетях, моя задача привлечь художников из других регионов и государств для того, чтобы наладить культурный обмен. Мне бы хотелось, чтобы ребята получали всё лучшее. Мы сделали лекторий, где происходит общение между поколениями. На наши выставки приходит молодежь, мы заинтересовали ровесников, подтягиваем их под свои проекты. И создается культурное поле именно молодых людей — это очень важно. Поражать родителей, бабушек — это одно. А разговаривать на одном языке со сверстниками — это совершенно другое.

— Включаете ли в свои проекты объяснение того, что делаете?

— В нашей стране объяснение по-прежнему очень важно. У нас вообще с абстрактным искусством и любыми жанрами искусства, кроме живописи и рисунка, сложно. Мы несем просветительские вещи. Давно уже известные с XX века понятия объект, инсталляция, лэнд-арт в Новгороде еще в новинку. А хочется быть в рамках XXI века и общаться на современном языке. С одной стороны, мы стремимся что-то объяснить зрителю, помочь ему. С другой — мы должны его заинтересовать. С третьей — вызвать у него какие-то чувства, желательно положительные. А в-четвертых, разговаривать на одном языке с современниками. Сейчас мировое искусство — это общий бэкграунд. Если раньше точно все делилось на страны, то теперь можно брать, цитировать, взаимодействовать с искусством любой страны так, как ты считаешь нужным.Дизайн платформа коллектив

— Вы говорите о позитивных чувствах, значит ли это, что современное искусство должно нравиться?

— Мы не червонец, чтобы всем нравиться. Искусство от салона отличается тем, что ставит вопросы. Художник может через себя всё пропустить и выдать новую формулировку. С этой задачей выработки формулировки мы и работаем. Конечно, всё начинается с жесткой, категоричной постановки вопроса, а потом выясняется, что можно найти более позитивный ход. Люди даже если не все понимают, говорят, что чувствуют — сделаны очень хорошие, добрые вещи. Пока есть возможность, лучше людям в лицо не плевать.

— А какие вопросы ставят молодые художники?

— Самый главный — нужны ли они здесь? «Дизайн платформа» началась с того, что мне стало страшно — никто не хочет уже быть художником. Предыдущими поколениями были созданы такие условия, что в эту колею никто не рвется. Она слишком стала тяжела эмоционально, материально, при всех возможностях XXI века. Мы пытаемся снова внедрить понимание — творчество очень важно, и важно, чтобы этим занимались молодые. Искусство та площадка, которая примет всех, и маленьких, и стареньких, и талантливых, и просто способных, и тех, кто хочет выразить себя и тех, кто хочет на это посмотреть. Для нас это серьезное, качественное взаимодействие. Поэтому основной вопрос, который ставят молодые художники — мы вам нужны? И сами отвечают — нужны.

Дарья Соколова— Думают ли они о том, какое время отпущено на жизнь их работам?

— Работы недолговечны. Сложно говорить о том, какой след они оставят, мы только наращиваем базу, пытаемся поднять вопрос молодых художников в городе. Речь о выходе в вечность не идет. Но мы используем площадки социальных сетей, чтобы постоянно освещать, что происходит с проектом и в проекте, какими событиями мы прирастаем, кто наши партнёры. Мы занимаемся тем, что не представлено в Новгороде в большом формате. Берем на себя задачу вписаться в чужое пространство. Это ход, расширяющий разнообразие форм выставочной и проектной творческой деятельности.

— Расскажите подробнее об идее инсталляции, которую увидят гости «Ночи музеев».

— Наконец-то сошлись все обстоятельства. Сама идея интерпретировать мозг художника родилась еще в начале 2000-х годов, когда выставку, посвящённую дню рождения Малевича, устраивал Михаил Асташкин. Сейчас нас пригласили в главный музей города, где поднимают тему революции, и мы решили взять русский авангард. Нам интересно размышлять, что было в головах у таких великих людей революционной эпохи, раз они смогли сделать такой прорыв в искусстве. Каждый из ребят выбрал то, что его действительно волнует. Они стали изучать, читать, смотреть. Я сама погрузилась в очередной раз в материале. Раньше в выставках у нас больше 6 человек не участвовало, а здесь 11 человек. Тема их очень зацепила. Ребята держат ритм, у нас сжатые сроки, дополнительная нагрузка помимо учебы. Ведь задача — сработать на контрасте рядом с залами, где висят классические работы в историческом здании. Выставить радикальные объекты напряжения мысли, прорыва, взрыва изнутри, глобального переворота.

— Почему нам сегодня так важно переосмыслить это время в искусстве?

— Русский авангард слабо представлен в нашем культурном поле. Имея такие знаковые имена, которые перевернули жизнь, у нас нет музеев, дающих возможность постоянно с этим взаимодействовать. Счастье, что попадаешь на выставки и видишь две картины из сотен. А остальное — в репродукциях не всегда хорошего качества. Ведь это наше родное, люди, которые еще недавно жили. И получается неправильное представление о том времени, искусстве. Некоторые обыватели до сих пор пытаются обвинить Малевича в том, что он нарисовал ерунду. Возможно потому, что эти художники настолько определи время. И именно сейчас нужно активно создать для их понимания пространство. Нельзя пренебрегать таким наследием. Это живительная вода. И я рада, что наш проект к этому прикоснулся. Ведь никогда не знаешь, как сработает прикосновение к гению. Что потом будет происходить — волшебные вещи.

 20 мая с 21 часа вечера в Музее изобразительных искусств «Дизайн платформа» представляет зарядку для мозга на тему русского авангарда. Но игра и квест — это лишь небольшая часть большого художественного явления, которая стянет в узел две точки в искусстве, разделённых столетием.

Читайте также интервью с участниками «Дизайн платформы»: Прикосновение к гению

Программу «Ночи музеев» смотрите здесь: 

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: