ГлавнаяСтатьиВремя неспящих
Опубликовано 28.04.2014 в 16:23, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал
Показов: 996

Время неспящих

Возможно, «Библионочь -2014» в Великом Новгороде прошла так, что сложно найти человека, который о ней не слышал хотя бы что-то. Очень хочется на это надеяться. Предлагаем нашим читателям коллаж по следам этого события.

Некоторое время назад газета «Новгородские ведомости» завела разговор о культурных площадках Великого Новгорода как месте для светских тусовок, деловых встреч и неформального общения. Тогда в центре внимания был Центр современного искусства Сергея Пухачева и открытие новых выставочных волн. В этом творческом сезоне особую активность проявляют библиотеки и музеи, придумывая один за другим творческие встречи, игры-квесты, литературно-музыкальные салоны… В общем, перехватывают инициативу у досуговых учреждений вроде домов культуры. Перед предстоящей «Ночью музеев» город захватила «Библионочь». Две городских библиотечных сети и НОУНБ в Кремле, находящиеся друг от друга на значительном расстоянии, сумели взбудоражить город, создав различные концепции уже полюбившейся за три года акции. Кстати, в 2012 году именно БЦ «Читай-город» открыл это неформальное пространство в серьезном культурном учреждении. Что происходило в ночь с 25 на 26 апреля глазами наших авторов, фотографов и участников.

Сергей Козлов (БЦ «Читай-город»)

Моя страсть к коллекционированию вещей, людей, впечатлений поставила непростую задачу. Облететь все три точки значило бы лишь полюбопытствовать. А хотелось испытать на себе все приключения сполна. Я остановился на филиале «Читай-города» на улице Кочетова, 37. Здесь ожидалась самая неформатная тусовка – от встреч с учеными до арт-перформансов. Пока молодые люди осторожно стягивались в фойе, на долгие полтора часа внимание ранних посетителей захватил старший научный сотрудник музея-заповедника Владимир Варнаев. Он как кот ученый очаровывал публику бархатным и неторопливым рассказом о новгородской нечисти, героях и легендах.

Дмитрий Иванов (БЦ «Читай-город»)

Ровно в 19.00 Владимир Варнаев начал рассказывать удивительные истории и легенды, связанные с историей Новгорода, да ещё и такие, участниками которых стал и он сам. Рассказал Владимир Николаевич и про чудеса Варлаамо-Хутынского монастыря, и про местечко Видень, да про князя новгородского Ярослава Всеволодовича. И про случаи, что с ним лично в экспедициях случались, тоже рассказал. Долго его не хотели отпускать слушатели.

Сергей Козлов (БЦ «Читай-город»)

Происходящее постепенно начинало напоминать ярмарку-карнавал. Косплей, который прочно обосновался в молодежной культуре, уже не вызывал удивления или неловкости. Наоборот, происходило что-то безумное и симпатичное. Кто-то внимал лекциям и открывал для себя новые пласты психологии и собственных возможностей. Глядя, с каким воодушевлением гости выводят черной тушью импровизированные узоры ex libris’а под руководством Михаила Данилова, сложно было оставаться равнодушным наблюдателем. Видимо, для остроты вдохновения, Елена Кулешова делилась с рисующими фрагментами своей прозы.

Дмитрий Бастрыкин непринужденно перекладывал на сленг старинные сказки. А кто сказал, что в некоем будущем этот самый сленг не будет почитаться фольклористами за сокровища устного народного творчества? Главное, что слушатели с азартом реагировали в нужных местах и даже вступали в диспуты с рассказчиком.

В одном углу можно было украсить себя татуировкой хной в технике мехенди, в другом – со всей мужской брутальностью изготовить кожаный браслет. Вязаные игрушки амигуруми, бижутерия из камней, индейские ловцы снов – чем не древний торг со всего света?

Анна Огороднийчук (БЦ «Читай-город»)

Лично для меня вопрос «участвовать в Библионочи или нет?» не стоит еще с самого первого события. Я с детства горячий фанат чтения и всё, что привлекает публику в библиотеку, кажется мне общественно полезным.

Ну а потом, когда «Библионочь» прошла впервые, я снова стала поклонником - уже этой затеи. Что в ней привлекает? Очень многое. Это и возможность по-новому воспринять пространство библиотеки, почувствовать его своим, добавить в него «живинки». Вторая сторона «Библионочи» в том, что она, будучи заявленной как литературное мероприятие, не становится только таковым, а концентрирует в своей программе самые разные направления творчества, собирая таким образом на одной площадке множество талантливой молодежи.

Возможно, как раз в этом и заключается секрет создания той самой атмосферы, о которой тепло вспоминают многие участники: наглядное разнообразие творчества, его свобода быть выраженным и свобода каждого зрителя легко включиться в происходящее.

Сергей Козлов (БЦ «Читай-город»)

Кстати, Анна Огороднийчук не только журналист и автор ОК-журнала, но мастерица. Вместе со своей сестрой Марией они представляли творческую студию «Alice» - ловцы снов и игрушки амигуруми практически все нашли своих хозяев.

Видимо, уже созрел вопрос читателей – а причем здесь библиотека? А как же – кругом книги. И художественная литература, и специализированная по многочисленным отраслям знания. Утомившись от общения, можно снять с полки томик, на который в суете будней и не взглянул бы. Вот они, Пожиратели Книг, читающие любимые фрагменты друг другу. А там просто участники, играющие в «свидание с книгой вслепую» - не знатоку современной литературы угадать автора и новомодный опус практически невозможно…

Татьяна Дамрина (НОУНБ)

В холле гостей встречают парадно разнаряженные Шекспир и Лермонтов. Пожилая женщина с добродушным лицом решает, с кем из двух великих в первую очередь сфотографироваться на память. Позади неё стол с табличкой «Буккроссинг», на нём аккуратные разноцветья книг: здесь и история Новгорода, и произведения русских классиков, и книжки с названиями типа «Искусство внушения» и «Руководство для самых тупых» – всё можно забирать абсолютно безвозмездно. Их просматривают двое – они словно вышли из японского мультика (причём довольно жуткого, с врачом-маньяком и последствиями радиоактивного взрыва). Женщина останавливается на Лермонтове, а вот на какой книге остановилась парочка, осталось загадкой. В контексте сквозной темы «Библионочи» этого года – «Перевод времени» – и та, и другие смотрятся гармонично: непридуманный временно-стилевой арт-коллапс. Их за этот вечер будет ещё много.

В малом читальном зале, что на втором этаже, трио саксофонистов «Prime Time» аранжирует известные темы «The Beatles». Прямо под ними, на абонементе, проходит видео-флешмоб: желающие читают на камеру стихотворения времён Первой Мировой войны. В отделе технической литературы как-то по особенному торжественно: там тикают, а то и безмолвствуют за давностью лет полсотни часов разной формы и разных времён на выставке «Который час? Или Время, заключённое в футляр». Сотрудница библиотеки на вопрос, где же удалось найти такое количество карманных, наручных и настенных загадочно улыбается: «Всё принесли наши библиотекари из своих шкафов и чуланов, спрашивали по знакомым и родителям. Всё здесь наше!» В Большом читальном зале в это время – ожесточенная схватка двух команд с клюшками за пластиковый мячик. Это называется флорбол – хоккей в закрытом помещении. Вообразить невообразимое.

Сергей Козлов (БЦ «Читай-город»)

Самое аншлаговое событие ночи – эфир «Позитивных вибраций» Константина Хиврича. Странный, признаться, формат. Ведущий в своем фирменном стиле общается с музыкантами, но происходит это не на далекой радиостанции, а здесь и сейчас, в предельно компактном помещении. Несмотря на духоту, здесь образовались места на «сцене», «партер», «места за креслами». Группа Shedda, недавно выпустившая второй фолк-альбом, Настя Noisy с хитами и cover-band Крапива – тоже с хитами, но чужими. Какая-то изначальная маскулинность Shedda, чертовская харизматичность Насти, стильность Крапивы, всё неожиданно по душе и пёстро-гармонично.

Константин Хиврич (БЦ «Читай-город»)

Такой «эфир» мы проводим уже второй раз (первый - год назад в этой же библиотеке). Признаться, я был удивлён той душевной атмосфере, которая сложилась как бы сама собой. Наверное, такой формат общения с музыкантами действительно сегодня востребован. Это было похоже на какие-то квартирники 90-х, правда, без алкоголя. Видно было, что не только публика, но и сами музыканты не избалованы такого рода выступлениями: позитивные эмоции просто переполняли всех присутствующих.

С другой стороны, не думаю, что подобный концерт вне рамок «Библионочи» (или иной подобной акции) привлёк бы столько народа. Всё-таки, есть более приспособленные для групп заведения. В любом случае, библиотеке стоит продолжать приглашать музыкантов в гости, ведь никто не знает, что может получиться их этих встреч: вдруг кого-то это подвигнет учиться играть на гитаре или собрать группу.

Дмитрий Иванов (НОУНБ)

А в кремлёвской научной библиотеке в это время выступали актёры и литераторы. Читали Шекспира и Лермонтова, смотрели прекрасное «Love Market Show» в исполнении музыкального театра «Водевиль». Были в этом шоу и лёгкие шутки, и прекрасные песни на русском, английском и французском языках. Озорные костюмы и лучезарные улыбки создавали атмосферу праздника. Ещё была экскурсия по подвалам здания Присутственных мест, где теперь фонды «Кремлёвки». Только во время «Библионочи» приоткрываются тайны этого подземелья, построенного ещё в XVIII веке.

А для тех, кто устал и проголодался, гостеприимно открывает двери импровизированное кото-кафе «Безумное чаепитие по-английски и по-русски». Тут же ждёт посетителей и кото-выставка, посвящённая всего одному, но весьма уважаемому Кремлёвскому Коту Рыжику. Как гласит объявление, фото сделаны новгородцами и не только ими…

Музыкальный фон в кото-кафе создавал самый настоящий антикварный проигрыватель «Россия – 323», популярный в конце семидесятых – начале восьмидесятых годов прошлого века. Настоящие виниловые пластинки фирмы «Мелодия» воспринимаются сейчас как настоящий раритет.

Сергей Козлов (БЦ «Читай-город»)

Кстати, о музыке. Ритм для некоторых гостей задал наш автор Юрий Чигарёв, проведя мастер-класс «Ритм: что это такое и как это делать?» Самые смелые и активные отхлопывали вместе с Юрой разные ритмы, проникаясь смыслом этой главной составляющей всего художественного творчества – будь то музыка, живопись, литература…

Впрочем, для желающих постигнуть секреты литературного творчества московский гость Олег Швец провел свой мастер-класс. Он разделил учеников на два враждующих лагеря – тех, кто считает, что творчество – это волшебство и тех, кто считает, это дело техники. Как бы наивно ни были заявлены разногласия, молодые творцы азартно отстаивали свою точку зрения, постоянно спотыкаясь об осознание того, что ремесло и вдохновение не разделимы, если речь идет об искусстве.

Дмитрий Иванов (НОУНБ)

Ровно в 22.00 пришёл ночной гость. Им оказался молодой петербургский писатель, публицист и литературный критик Вадим Левенталь. В оживлённой беседе Вадим поведал о современном типе литературного героя, о новых тенденциях в литературе и деструктивных веяниях, коих не хотелось бы иметь. Филолог по образованию, он рассказал о процессах формирования языка, ответил на многие вопросы пришедших на встречу любителей литературы. Важно отметить, что, по мнению Вадима, не смотря на значительную роль электронных книг, роль книги бумажной нисколько не уменьшится. Её будут читать, ценить и любить, по крайней мере, в ближайшем обозримом будущем.

Ну, а если так, то будут востребованы и библиотеки – хранилища бесценной мудрости человечества, часть нашей культуры, соединяющая в себе целые эпохи.

Татьяна Дамрина (НОУНБ)

Я подстраиваюсь почти мгновенно, сама становясь маятником: каждые пять минут колышусь с первого этажа на второй и обратно в поисках своего временного промежутка. Наконец, словно заклинил какой-то винтик, замираю на абонементе. Меня мигом берут в кольцо:

- Хотите пройти квест? Нужно будет, следуя инструкциям, принести библиотекарю пять книг. Вот первая. Каждая последующая – в книге, которую будет нужно найти. Учтите, что по одному шифру может числиться несколько экземпляров одной книги.

И вот я уже меряю шагами залы, бормоча под нос библиотечные формулы «Б-39» и «778И». Первой книгой оказывается, как гласила подсказка, самая издаваемая в мире, Библия. Поиски необходимой среди десятка экземпляров были продолжительными. Следующая книга своей наружностью могла обрадовать разве что чемпиона по пауэрлифтингу (он, кстати, был неподалёку: рассказывал о своих достижениях незадолго до команды по флорболу): подсказка как-то особенно радостно возглашала, что в фонде она самая что ни на есть тяжёлая. Я стояла над книгой, не зная, как её объять. За стеной в отделе краеведения как раз начала работу литературная гостиная «Любимое время».

- Смерть – последняя искра огня,

Смерть – вечный закон,

Смерть – сияющая земля

будто не для меня…

– доносился до меня чарующий голос молодой поэтессы Екатерины Русиной, пока я, страдая ещё по поводу жизни, влачила трёхкилограммовый том Мошенского З.С. под названием «Вексель. Базовые концепции» (стоит поблагодарить автора за то, что концепций сверх базовых он решил не излагать) по маршруту квеста. Позже, когда из-под стопки книг торчала моя покрытая потом макушка, библиотекари смеялись, что мол, сами вы, девушка, виноваты: выбрали самый «тяжёлый» маршрут! Утешили тематическим календариком и закладкой.

Сергей Козлов (БЦ «Читай-город»)

Людской поток замедлялся и слегка редел по мере приближения к полуночи. Оставались те, кто ждал своего звездного часа – свободного микрофона. Признаться, этого творчества я боюсь, как самых своих нескромных желаний. Хорошо, когда к микрофону выйдет пламенный юноша и прочтет что-то, рожденное в тайниках и души и облеченное в удобоваримую стилистическую форму. Не люблю себя за то, что могу испытывать неловкость за плохие стихи, завывания и претенциозность. После перформанса дуэта «Соски и рёбра» я аккуратно прокрадываюсь к группке единомышленников за пределами поэтического ринга.

Ведь Яна Лебедева поселила внутри что-то смутное, чувственное, медидативно-инопланетное. Заручившись музыкальной поддержкой Сергея Трактора и Юрия Чигарёва, она вместе с Антоном Логиновым представила новый весенний перформанс. Творчество Антона мне всегда казалось любопытным, похожим на особенный язык, который, изучив, перестаешь воспринимать как художественный акт. Его мифологические образы становятся естественной частью сознания. В то же время стихи Яны звучали, будто лишенные какого-либо лексического смысла. Слова, звуки голоса и гитары – струящиеся эмоции, нейронные импульсы. И мысль о том, что будет светло. Перформанс, если художник искренен, никогда невозможно однозначно интерпретировать. Это произведение, творческий акт, живущий лишь в сознании зрителя. Ну, и автора, конечно. Но они пересекаются лишь отчасти.

У Анастасии Разумовой и студии аэрографии «ArtMix» перформанс получился конкретнее. Перемешивая слова с зернами кофе, Анастасия исповедовалась в своем, женском, а в центре – собственно, произведение изобразительного искусства, боди-арт.

Хочется остановить время, отмотать его назад и впитать всё, что не успело поглотить умиротворенное сознание, повторить…

Татьяна Дамрина (НОУНБ)

Время перетекало из зала в зал стремительно и неспешно. С наступлением темноты библиоманов стало меньше, впрочем, истинных ценителей чего-либо всегда не так уж много. Грань между выступающим и слушателем отпала сама собой, и те, и другие пили чай на «Безумном чаепитии по-английски и по-русски» в Отделе искусств. По-английски, потому что рядом грел нарисованный камин и похрипывала пластинка «Битлз», по-русски, потому что за чаем ведутся самые задушевные разговоры и самые вдохновенные споры. Вот и я вовлеклась в неофициальный литературный дискурс.

– Спроси меня что-нибудь по «Мастеру и Маргарите», – обращается ко мне, старательно дующей на чай, поэт, прозаик, журналист и безумец Елена Кулешова.

– Из какого плана?

– Да из любого. Чай, кстати, только после ответов на вопросы. Ну, например: в магазине, в котором товары продавали за валюту, что именно и в каком порядке съел кот Бегемот?

– А какой это имеет смысл для понимания произведения? Это скорее тренировка памяти.

– Давайте не будем! Начнём с того, что это параллель с… – дальше – длинная цепочка смыслов, ассоциаций и эмоций. Я увлекаюсь: хочется задать вопрос, на который непременно не найдётся ответ.

– «Мастер и Маргарита», кажется, начинаются эпиграфом? – это я бросаю как бы невзначай.

– А кстати да!

– А с какого?

– А я не помню! – весело отвечает Кулешова и обещает перечитать. Дискурс проходит под замечательную битловскую тему «Я хочу быть твоим мужчиной».

А в эпиграфе был, как оказалось, отрывок из «Фауста».

Яна Лебедева (БЦ «Читай-город»)

Новая публика - это круто и непредсказуемо. А перфомансы мы обычно не повторяем, всегда хочется делать что-то новое, экспериментировать.

Сергей Козлов (БЦ «Читай-город»)

Повторять теперь только можно в памяти. Как и финальный аккорд, острой тенью легший на мозг и душу. Теперь сцену захватили женские поэтические сущности, музы и фурии, поливающие мир любовью и проклятиями. Томным презрением обжигающие несправедливость, как это могут делать только женщины – Яна Лебедева, Лис Мусатова, Илона Обухова, Таша Бочкарева и Саша Шик. Тут и глянец ладно скроенных буквосочетаний, и искореженная личным опытом кровоточивость фраз, война и прощение. Даже, когда в третьем часу ночи весь организм напитался впечатлениями от безумств и теплоты, девушки сумели уплотнить отлетающее сознание.

Странная она, современная поэзия. Так часто о боли, так часто резка, так часто полосит ритмом неустроенность бытовую и метафизическую. Мир крошится под жесткой стопой, сминается в адамову глину, из которой торчит неповерженное ребро. Чудно, хочется глупо улыбаться и понять…

Лорета Папрецките (Библионика)

Я провела «Библионочь» в ЦГБ им. Балашова, потому что... я там работаю! Хочу поблагодарить всех, кто пришёл к нам, выбрав нашу «Секретную миссию» среди других соблазнов вечера 25 апреля! Я думаю, у нас всё получилось: у нас были отличные музыканты (я их фанатка), вкусный чай, интересные игры, забавный флэш-моб и куча очень интересных и талантливых людей! Вербовка в «Невский» прошла с аншлагом, а ЦГБ победила ЦРУ! Главная радость вечера для меня - то, что люди разных возрастов (от школьников до пенсионеров) общались на равных, играли в игры, смеялись и легко находили общий язык! «Библионочь» - это здорово, потому что мы - библиотекари и небиблиотекари - можем общаться совсем в другой плоскости, не разделенной кафедрами, читательскими билетами, правилами пользования и т. д. и т. п... Не знаю, как кому, а я люблю «Библионочи» именно за свободу общения!

Единственное огорчение для меня - это то, что я всё-таки работаю и не могу попасть на другие «Библионочи!)

Особое спасибо хочу сказать лично от себя группе IIaralleli, Вове Малафееву и Антону Скальдову (с «Орденом препьяного Элла» впридачу) за музыкальную часть вечера! Вы - классные!

Татьяна Дамрина (НОУНБ)

…А какая же ценность в этом всём и есть ли она? Есть. Вот уже третью весну наступает ночь, когда мы все можем видеть друг друга. Обмениваться мыслями и мнениями, шутить и спорить, объединённые даже не товарищескими связями, а культурным пространством, интеллектуальной, творческой средой. Это некая предельная концентрация креативных сил – заряд этой инъекции последующий год тащит на концерты, понукает читать книги, а некоторых и писать самим. Осторожнее! Это может понравиться.

Сергей Козлов (БЦ «Читай-город»)

Формат «Библионочи» - это в первую очередь разрыв виртуального пространства, это осязаемый интертекст встреч с очень близкими друзьями, знакомыми, коллегами в пространстве измененной реальности. Это такая Страна Чудес, где каждый сам себе Алиса и Белый Кролик для другого. В разговоре директор БЦ «Читай-город» Ольга Юрьевна Макарова отметила, что основная концепция – общение молодежи со знаком качества. Далеко не все творческие инициативы здесь поддерживаются. После плотного воздуха «Библионочи» нет сил терпеть еще год. Даже читать не хочется в одиночестве, а чутким ухом ловить шуршание страниц и дыхание за соседним столом. Конечно, эта пафосная фантазия далеко не универсальна. И хоть сон для слабаков, - как гласит один из девизов проектов «Читай-города», - хочется развеять душные видения «Библионочи» по дневному свету…

Фото: Дмитрий Иванов, Ольга Михалёва, Татьяна Дамрина, Сергей Козлов

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: