ГлавнаяСтатьиВыбор редакции. Сказание о Петре и Февронии
Опубликовано 27.04.2014 в 16:52, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 737

Выбор редакции. Сказание о Петре и Февронии

Поэма-действо «Сказание о Петре и Февронии» вновь зазвучит в Знаменском соборе Великого Новгорода. Это произведение новгородских авторов стало пограничным между различными жанрами визуального искусства, отражая древние традиции и современные средства художественной выразительности.

Что: «Сказание о Петре и Февронии», поэма-действо для двух чтецов и смешанного камерного хора

Где: Знаменский собор (Ильина ул., 26)

Когда: 30 апреля в 20.00

Сколько стоит: 200 р. (бронирование билетов по телефону 63-55-26)

Почему стоит идти: Центр развития культуры «Решение» представляет самую камерную постановку, которую успели оценить не только новгородцы. Но и многие гости города, в том числе из других стран.

После премьеры в 2012 году «Сказание о Петре и Февронии» исполнялось каждый месяц в течение года. В 2014 году постановка будет представлена впервые после длительного перерыва.

В стенах храма XVII века часто проходят камерные концерты духовной музыки. Великолепная акустика привлекает хоровые коллективы и почитателей хоровой музыки. Поэтому закономерно, что постановка, в которой главными действующими лицами являются двое чтецов и певцы, родилась именно здесь.

Как правило, многие знают в общих чертах о чудесах, совершенных святыми благоверными князьями Петром и Февронией Муромских. Благодаря российскому Дню семьи, любви и верности, святых ежегодно вспоминают в праздничных событиях. Но далеко не каждый знает все житийные перипетии, с которыми читателей познакомил Ермолай-Еразм. Народная артистка России Татьяна Каратаева и заслуженный артист России Анатолий Устинов опустили лишь несколько деталей, превратив повесть в поэму. На стихотворные тексты композитор Александр Леонов сочинил музыку, соединив в ней различные стили русской духовной музыки – от древних до современных. А хормейстер Юрий Никифоров сделал переложение музыки для смешанного камерного хорового ансамбля.

Одновременно с этим художник Екатерина Чазова на основе древнерусских орнаментов создала оформление пространства, в котором исполняется произведение. Костюмы, соединяющие древнерусскую аскетичность и торжественную праздничность самой истории изготовила Светлана Чазова. На специальные конструкции и стены проецируется изображения, которые ожили, благодаря анимации Евгения Баютина и Валерия Рубцова. Постановщиком всего проекта выступил заслуженный артист России Даниил Донченко.

Как и в старину, когда в самом храме или на паперти по случаю праздника разыгрывали эпизоды из Библии, сегодня актеры и певцы пересказывают повесть о святых Петре и Февронии. История, полная чудес, аллегорий, высокой духовности. Финальные сцены неизменно вызывают у зрителей слезы. Современные технические средства позволяют увлечь публику, поговорить с ним на понятном языке. Но музыкальный и поэтический стиль всё же уводят его в глубины нашего прошлого. Хормейстер Юрий Никифоров руководит несколькими коллективами и постоянно находится в процессе изучения мирового хорового наследия.

- В восьмидесятых годах «обнаружилось», что мы не исполняем огромный пласт православной хоровой музыки, - рассказывает Юрий Сергеевич. - Начали возрождать, но вставали вопросы – а как это петь? С авторской музыкой, Чесноковым и Рахманиновым, например, было более-менее понятно, а вот традиции более древнего знаменного распева был забыты. Крюки-ноты расшифровали, а как исполнять – не знали. Существовали разные варианты. Сначала пели аскетично, постно, ровно, медленно. Потом предположили, что раньше вряд ли так пели – слишком тяжело слушать. Поскольку знаменный распев очень тесно переплетен с народной традицией, с фольклором, то решили идти в более эмоциональную сторону. Сегодня исполнение старинной духовной музыки отходит от законсервированного, мертвенного звука. Мне кажется, нужно найти что-то среднее между строгостью фресковой живописи и передачей живой человеческой эмоции. Нужно идти от песенной традиции, чувствовать, как движется мелодия, а не втаскивать ее в какие-то определенные рамки.

Эти размышления нашли отражение и в исполнении «Сказания о Петре и Февронии». Чтобы убедиться в красоте, поэтичности и проникновенности этой постановки, предлагаем познакомиться с фрагментом видеозаписи.

Фото: Ольга Осипова

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: