ГлавнаяСтатьиАндрей Князев: "Должен присутствовать интеллект, иначе ты пустышка"
Опубликовано 23.04.2014 в 16:41, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Юрий Чигарёв)
Показов: 877

Андрей Князев: "Должен присутствовать интеллект, иначе ты пустышка"

Лидер команды «КняZz» Андрей Князев стал известным музыкантом благодаря своему участию в группе «Король и Шут», где он был автором текстов, вокалистом и художником-оформителем. Такого до них не было, после – сколько угодно. Именно своей музыкальной самобытностью, тематикой текстов и оформлением группа «Король и Шут» завоевала авторитет и внимание огромного количества слушателей. На афишах рок-фестивалей название группы в ряду исполнителей, имеющих самую большую аудиторию. С 2011 года Андрей Князев выступает уже со своей собственной группой «КняzZ», в которой он успешно продолжает творить в любимом стиле.

В один из своих приездов в Великий Новгород Андрей рассказал ОК-журналу об акустических концертах группы «КняzZ», о том, как пишется новая песня, что делать начинающим рок-музыкантам, и что будет, если группа весь тур выступает на трезвую голову.

У вашей группы «КняZz» есть формат акустических выступлений, какую ценность они представляют для команды?

– Я считаю, что акустика – это неотъемлемая часть любой творческой группы или исполнителя, которые формируют своё творчество на основе ими же придуманных работ. Большинство мировых звёзд всегда имели дополнительные акустические программы, например группа Nirvana, чего не скажешь о группах, которые играют не в жестком звучании. Например, группа Doors так играла, там смысла акустики и не было.

Идея акустических концертов родилась не спонтанно. Когда я работал в группе «Король и Шут», то писал песни для развития творческого мира группы. Параллельно вел линию другого творчества, которое было в том же моем стиле эдаких мистических вещей, но в «Король и Шут» попадало самое, я бы сказал, брутальное и мощное. Однако, мой творческий спектр шире. В своей группе «КняZz» я стал ещё больше расширять границы. И хотя я не так много сейчас касаюсь классической лесной тематики, это не значит, что я её забросил. Она ещё будет возвращаться вновь и вновь.

Что касается акустики, то мне и нашей группе она дает возможность показать себя ещё и в другом ключе. Электричество – это песни, которые построены на драйве. Завести публику, чтобы люди вкусили прелесть рок-концерта. Баллады тоже в электричестве хорошо звучат, но не всё из того, что мы делаем, должно так звучать. Я всегда думал: вот у меня есть альбом «Любовь Негодяя», а какова, например, будет судьба песни «Стальные Кандалы»? Или мне всегда нравилось петь песню «Карл», а какова её судьба? Если я сейчас сделаю её в электричестве, все будут стоять и думать «ну да, хорошая песня и что дальше?» И как раз, когда я уже с группой «КняZz» открыл сезон этих акустических концертов, понял: пожалуйста, давайте «Карла» сюда, «Пёс Под Окном» из альбома «Любовь Негодяя», часть «Акустического Альбома» группы «Король и Шут».

Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. И как только мы образовали формат трех акустических гитар, у нас появилось желание сделать третий формат нашей музыки – это анплагт (unplugged). То есть мы берём барабаны, электрический бас, одну электрогитару – лёгкую, и одну акустическую, и делаем формат звучания как «Любовь Негодяя» или как «Акустический Альбом» в группе «Король и Шут». Конечно, это всё старые работы, сейчас более современное звучание, но в том же ключе.

Таким образом, у нас пошло разделение на три программы. Естественно, электричество –наш основной формат. Это то, с чем мы гастролируем по городам, с чем мы выступаем на фестивалях. Абсолютно исключено, чтобы группа «КняZz» вышла на фестиваль вроде «Нашествия» или «Наши в городе» с форматом анплагт. Но сейчас для клубных концертов мы развиваем ещё два направления – это акустика в три гитары и акустический анплагт группы целиком. Есть песни, которые хорошо звучат и в электрической, и в акустической программе – как, например, песня «Актриса».

Иногда люди хотят услышать в акустической версии любимые хиты, которые они слышат в электричестве. Без «Куклы Колдуна», например, не обойтись при любом концертом формате. Хотя основная задача акустики – играть те песни, которые в электричестве не звучат, и люди будут специально приходить их послушать.

Кстати, пятый альбом группы «КняZz», который мы планируем записывать на следующий год, как раз будет в формате полуакустики. Его возглавят такие песни как «Пассажир», «Дом Нечисти» и «Работяга», мы их играем уже сейчас. Альбом обещает быть очень содержательным, ибо накопилось много материала с давних времен.

Как вы создаете песню с нуля? От музыки или от текста, каким образом это чаще всего происходит?

По-разному. Можно придумывать от гитары, можно придумывать от синтезатора, а можно придумывать от такой программы как «GarageBand». Это очень крутая программа, я её открыл два года назад, и у меня увеличился КПД композиторской работы. В том числе благодаря тому, что я стал сочинять музыку и на гастролях. В программе у меня всегда с собой есть барабаны, бас, гитары трех видов звучания и скрипки. И если у меня нет какой-то заготовки в голове, которую я тут же перекладываю на инструмент и делаю демоверсию, то я могу начать песню от любого инструмента, с которым мне на данный момент больше хочется поработать. И всё! Я создаю композицию, после чего мы её слушаем и принимаем или не принимаем в состав очередного альбома.

А текст – это уже отдельная стезя. И хотя меня люди в большей степени воспринимают как автора текстов, поскольку в своё время в группе «Король и Шут» нетрадиционные и нестандартные тексты являлись очень мощной фишкой, которая зацепила многих людей, тем не менее, я очень большое значение уделяю музыкальной составляющей. Простые или заезженные мелодии меня вгоняют в тоску. Это то, например, чем изобилует наш отечественный русский рок, особенно современный. Всё хорошее было создано в прошлом, а сегодня я не вижу движения вперед, лишь повторение. Я вижу, как молодые музыканты берутся за гитары и пытаются играть западную музыку, но ведь русский рок всегда держался на поэтах. Однако то, что было тогда спето – это хорошо и круто звучало тогда, а сейчас это уже вторично и невкусно.

Молодые очень часто промахиваются по текстам, они не знают о чем писать! Пишут безвкусно и банально. Надо думать над тем, что мы пишем в текстах. Работа не простая! Например, сейчас у меня свои проблемы в этом вопросе, потому что я столько уже понаписал, что теперь периодически попадаю в свою же собственную историю! И если я не вижу уникальной интерпретации того, о чем я уже однажды написал, мне приходится даже красивые четверостишия убирать, потому что тема пошла вторичная. Без этого никак, я всё равно буду повторяться, но основная задача найти что-то новое. В общем, большое значение уделяется музыке, а потом я ухожу, так сказать, в «поэтический декрет».

То есть всё-таки чаще от музыки?

В большинстве случаев. Я только недавно, в группе «КняZz» с третьего альбома, вернулся к практике писать от текста. «Дезертир» и «Актриса» написаны от текста. Вообще я очень долгое время писал тексты от музыки.

Тексты получаются с изюминкой, с фишкой до музыки. Когда пишешь текст на музыку, главное иногда бывает, чтобы совпало и зазвучало, а смысловая нагрузка уходит на второй план. А когда идет музыка от текста, тогда текст пишется доработанный и плотный, музыка идет под него и тут она уже может немного уступать.

Песня «Конь Морглена» вошла в альбом, а, например, такая песня, как «Кусок Пирога» вами ещё рассматривается?

Пока она очень сильно уступает всему другому. Эта песня – юморная, а мы сейчас не пишем юморные альбомы, мы работаем над концепцией. Выдерживаем и развиваем стиль группы «КняzZ». И юморная тематика, которая раньше очень часто из меня перла, сейчас в затишье, пока не тянет выпускать шуточные песни. «Кусок Пирога» – одна из шуточных песен, на самом деле их очень много у меня накопилось. И я бы даже сказал они зачастую такие, как театральные этюды. На каждую из таких песен можно делать смешные видео-постановки. Но сейчас не о них идет речь. Группа «КняzZ» самоутверждается на рок-сцене за счет других композиций. Хочется уходить в, так сказать, новые миры. Я не списываю эту песню со счетов, рано или поздно она возможно где-нибудь и выйдет. На каком-нибудь шуточном сборнике.

Название у неё именно такое?

На данный момент да, но это не официальная песня. То есть, она ещё нигде не выпускалась, поэтому она только в интернете висит, как и ряд других. У меня есть собственная неофициальная группа, она называется «Тайный Совет», в которую админы впускают только истинных поклонников моего творчества. Там я выкладываю раритеты, ставлю на голосование. Вот почему «Конь Морглена» вышла? Потому, что за неё голосовали. В группу выкладываются песни, у которых благодаря голосованию, есть шансы попасть в электрические альбомы. И туда же я выкладываю демоверсии всех песен альбомов группы «КняZz». То есть демо, которое я написал в «GarageBand», спел на «рыбе» – это псевдо-английский язык. И показываю людям, с чего та или иная песня, которая вышла в альбоме группы «КняZz», начиналась.

«Тайный Совет» – насколько туда сложно попасть поклоннику творчества?

Поклоннику творчества несложно туда попасть, для этого надо иметь на странице свои фотографии, чтобы это не был глупый «фейк». Плюс на странице должны быть четкие подтверждения того, что человек интересуется нашим творчеством, т.е. аудио, видео, фотографии группы. Люди залетные нам там не нужны. Поэтому группа и не официальна, именно для поклонников творчества. В принципе, «левому» человеку это будет даже и не так интересно.

Каков ваш совет для тех, кто на сегодняшний день хотел бы собирать свою группу?

Тут на самом деле всё индивидуально, надо понимать потенциал участников. Мы все с чего-то начинаем, и если послушать ранние работы группы «Король и Шут», точнее «Конторы», кто-то может удивиться: «Ни фига себе, из чего они произрастали!» Действительно, в пятнадцатилетнем возрасте наше творчество сильно отличалось от того, что мы стали делать позже. Кроме своего примера я не владею другими, чтобы подробно анализировать, как группа может развиваться.

Мы с Горшком стали полными фанатами своего дела. Я же сперва ударился в изобразительное искусство, рок-музыка была на втором месте. Но судьба все распределила по-своему. В школьные годы я был в полной уверенности, что большая часть предметов мне просто не нужна, если я буду художником. Мне как художнику, зачем нужна математика, химия? И в своё время я культивировал идею, что настоящий неформал должен плохо учиться. Сейчас, будучи взрослым человеком, я прекрасно понимаю необходимость каждого предмета. Многое мне пришлось навёрстывать самостоятельно, хотя мог бы уже эти базовые знания иметь. Когда я пошел в реставрационное училище и познакомился с Горшком, мы увлеклись нашим рок-н-роллом, у меня началась вторая волна протеста против учения. Уходя в этот путь, я рисковал очень сильно, потому что если бы у нас ничего не получилось, у нас бы не было никакой базы. Точнее у меня бы была, я бы мог быть художником. А Миха тоже поставил всё на это, как и я. Я ему учиться мешал, у него была ещё тяга к истории, а я его отвлекал, всякие глупости рисовал, и он отвлекался.

Мы стали фанатами своего дела настолько сильно, что, как говорили друзья: «С тобой нельзя было ни о чем другом говорить, у тебя всё сводилось к группе «Король и Шут», к каким-то абстрактным понятиям, которые не применимы в реальной жизни!» Плюс амбиций выше крыши.

Но это союз, это тандем. Объединение двух энергетик – это гораздо более мощный зачин, чем если человек начинает свое творчество один. Я всю жизнь занимаюсь именно на базе рок-групп, поскольку считаю, что рок-группа – это самое интересное на сцене, здесь очень притягателен элемент коллективного творчества, а зритель постоянно переключается с одного на другое.

И поэтому я считаю, что очень важно для людей, которые начинают создавать рок-группу, как в своё время Дубинин и Холстинин, чтобы было как минимум два единомышленника. Должна быть сердцевина – основа группы, от которой всё будет расти дальше. Вся группа сразу на одной волне, когда любой готов поддержать тебя своей энергетикой – это вообще идеально, но встречается редко. Но зато они и достигают всего.

Надо этим болеть, надо испытывать огромный интерес к тому, что ты делаешь, надо иметь креативные мысли в голове. Надо желать изменить мир, для того, чтобы стремиться к высотам в рок-музыке. Потому что рок – это в принципе свободное слово, свободное самовыражение. Прежде всего - молодежная музыка. Очень важно чтобы у группы был творческий потенциал. Хотя, как показывает мировая практика, быть творческим не является самоцелью. Достаточно иметь своё мировоззрение. Например, мы можем назвать музыкантов группы «The Clash» творческими людьми? Мы их воспринимаем панками, бунтарями. Играть на гитаре может научиться каждый, петь песни и даже писать тексты с протестом тоже. Харизма, харизма и всё. Лично я затрудняюсь сказать, в какой степени группа «The Clash» творческие люди. Но это реально крутая панковская команда правильно подобранных ребят. Они коллектив друзей, которые взяли и сделали.

Вот, ключевое слово – друзей. Это очень важный момент в рок-группе. Сейчас меня тошнит от тех рок-команд, в которых есть какой-то один, так скажем «лидер», который пренебрежительно относится к своим музыкантам, постоянно угрожая им, что поменяет их или разгонит. Надо всегда поддерживать интересы своих музыкантов, потому что если ты – автор, создатель своего мира, то ты должен сделать так, чтобы и людям с тобой было интересно находиться в этом мире.

Друзья – они могут всегда создать интересный мир и пробиться в люди. Мне нравятся независимые, наглые, дерзкие молодые музыканты. Которые не падают ниц перед авторитетами, а имеют наглость возразить, сказать своё «фи». Но при этом не надо зарываться, потому что такая группа, такие ребята могут переусердствовать и их запретят, такое бывает. Я видел команды, которые выходили на сцену в каких-то городах – «Нижнеурюпинсках» - и им, то ли пива не продали, то ли ещё чего-то, они разозлились и давай матом со сцены поливать, что они панки бескомпромиссные. Выступать в этом городе их больше не позовут. Они себя похоронили. Поэтому надо ко всему подходить с мозгами. Мы с Горшком никогда палку не перегибали, в частности Горшок был самый ядреный в этих вопросах. Он посылал «на ***» очень многих, но это уже когда мы собирали стадионы. То есть в рок-н-ролле всё-таки надо быть интеллигентным. Должен присутствовать интеллект, иначе ты пустышка.

Андрей, ваше изобразительное творчество, в какой стадии оно сейчас находится?

Я сейчас хочу оформить наш четвертый альбом, как и третий, чтобы пластинку было интересно не только скачать, но и подержать в руках, полистать буклет. И параллельно я развиваю флэш-анимацию, которая демонстрируется на заднем плане во время наших выступлений. Я планирую сделать очень мощный и продуманный видеоряд. Мы, кстати, подыскиваем своего художника по свету, одновременно занимающегося включением видеоряда.

Вы участвовали с группой F.P.G. в съёмках клипа «Там, Где Ты, Есть», каково вам взаимодействовать вне своего коллектива с другими музыкантами. Насколько это интересно для вас лично?

Выдергиваешься из своей темы, переходишь на другую волну и в ней участвуешь. Иногда это интересно, иногда нет. В данном случае это было интересно. К тому же, группа F.P.G. - братские сердца. Но в большинстве случаев я отказываюсь от таких вещей – не хочется отвлекаться. Очень много планов, мы практически постоянно находимся в работе. Я даже не говорю о концертах, поскольку мы каждый год записываем альбом, совершенствуем концертную программу и звучание группы, мы постоянно заняты. Мне не до сайд-проектов. Собственно поэтому я в своё время и от постановки «ТODD» отказался, как бы хорошо ни выглядел театр. Я бы в нем терял время, пошел против своего течения. Лучше иметь хоть маленькую, но собственную лазеечку, ручеек, и идти по нему. Поэтому я отказался и нисколько об этом не жалею. А Михаил в концертах уже сложился и состоялся. В том мире, который мы с ним создали, он где-то понял, что «большую часть Андрюха придумывал, а я изображал». Ему постоянно говорили, что ты сказки пишешь. Эти люди его достали, ему хотелось доказать им другое. И когда ему предложили постановку «TODD», он в нее вцепился. Я нет, но вообще театральная тема – штука интересная. Быть может, и я когда-нибудь к этому приду. Но на основе уже не посторонних историй, которые к нам откуда-то со стороны пришли, а своего собственного творчества. Вот я люблю новеллы. На большой роман усидчивости не хватает, а вот новеллы – самое то. Как «Байки из склепа», такого плана. Это смотрится хорошо, ты входишь, успеваешь проникнуться и бац! Тебя нахлобучивают. Вот такие вещи можно ставить легко.

И тогда под конец, ваше пожелание своей аудитории.

Не надо никогда переедать. Начинают мозги плохо соображать, когда переедаешь.

Мне кажется, что все мои интервью – это одни сплошные пожелания. То есть, я много чего такого говорю, для слушателей или для молодых музыкантов, есть уже что почерпнуть. Я сейчас вижу, что меняется жизнь, меняется внешняя сторона нашей системы. Россия движется вперёд… То есть она строится, она расширяется… И поэтому сейчас должны появляться новые течения, новые движения. Я прекрасно себе представляю, какими должны быть креативные молодые рокеры. То, что они есть, я не сомневаюсь. Но достигают ли они чего-то, этого я пока не вижу. Сейчас самое время активизироваться. В рок музыке, как и везде.

С курением страна борется? Борется. Алкоголь запрещают после десяти? Запрещают. Это значит, не надо спиваться, друзья мои. Не надо налегать на выпивку, особенно в молодые годы, когда ты определяешься в своей жизни. В рок-н-ролле, как показывает наша практика, можно, да? Но можно и без этого!

Вот сейчас практика группы «КняZz» показывает наглядно, что без алкоголя, который у нас полностью исключен, КПД вырос. Мы работаем постоянно, и это нам не в тягость. Нет потерянных дней, улучшается выносливость. Вот я сейчас поставил свой личный рекорд. Мы сейчас съездили на Украину, и там я сыграл пять концертов подряд. То есть, каждый из концертов длился по два часа, пять дней подряд. Мы даже в группе «Король и Шут» ставили табу на более чем три концерта подряд, и это при том, что мы друг друга дополняли голосами. А тут я один. И помогло мне это сделать то, что я не употребляю алкоголь, я не подсаживаю себе день ото дня иммунитет. Не ослабеваю на следующий день, а самое главное – это голосовые связки. Коньяк, водка, виски, про пиво я вообще молчу – они сажают связочки. Даже коньяк, про который говорят, что он помогает. Нет, он чуть-чуть разогревает связки. Минут двадцать он тебе помогает, потом тебя опускает ещё хуже, и надо ещё. Такая вот хитрая схема. Плюс без него эмоционально гораздо круче, ты полностью включаешься в процесс, алкоголь зачастую дает неправильное понимание реальности. Отсюда завышенные самооценки, звёздная болезнь, ухудшение отношений со своими музыкантами и организаторами. Очень многие группы вкусили популярности и распались.

Вот я хочу пожелать многим группам, которые, скажем так, стартуют или уже добиваются первых успехов - будьте осторожны. Про наркотики я вообще говорить не буду, это отдельная тема с огромным знаком минус. Даже если попытаться в наркотиках и рок-н-ролле искать плюсы, мы их найдем. Но я вас уверяю – минусы перевесят. Значительно. И причем сработает наркотик как мина замедленного действия. Даст и заберёт. И заберёт в два, в три раза больше, чем дало. Да и мода на такие вещи уже прошла.

Фото: Ольга Михалёва

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: