ГлавнаяСтатьиГайдн пришёл, Гайдн писал, Гайдн жил. Часть 3
Рассказы о музыке и музыкантах:
Жизнерадостный труженик
Опубликовано 13.05.2017 в 13:39, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 696

Гайдн пришёл, Гайдн писал, Гайдн жил. Часть 3

Читайте первую и вторую часть рассказа о Гайдне

В 1791 году Йозеф Гайдн поехал на гастроли в Англию по приглашению лондонского импресарио Джона Петера Саломона.

Согласно контракту, Гайдн должен был написать 6 симфоний и исполнить их в Лондоне, а кроме того, сочинить оперу и 20 произведений разных жанров. Саломон предоставил в распоряжение композитора один из лучших оркестров того времени, состоявший из 40 человек и включавший в себя кларнеты, которых Гайдн ещё не использовал в симфониях. Полтора года пребывания в Лондоне, в течение которых были написаны симфонии №№ 93—98, стали триумфальными. Во время одного из концертов в Лондоне после исполнения симфонии № 96 восторженные слушатели ринулись к сцене благодарить композитора, который сам же и дирижировал. Таким образом, опустели ряды в центре зала, куда тут же обрушилась огромная люстра. В результате, только два человека получили лёгкие ушибы. Гайдн сказал: «Теперь я вижу, что моя музыка чего-то стоит, раз она спасла жизнь нескольким десяткам человек». А симфонию он потом назвал «Чудо»!

 В 1792 году возвращаясь в Вену после поездки в Англию, Гайдн остановился в Бонне, где к нему пришёл 22-летний Людвиг ван Бетховен и попросил с ним позаниматься.
Моцарт в молодости
Л. ван Бетховен в 90-е годы

Маэстро взял его в ученики, сразу распознал колоссальное дарование юноши и сказал, что «его признают когда-нибудь одним из лучших музыкантов Европы, и я буду с гордостью называть себя его учителем». Занятия продолжались немногим более года. Однако, между учителем и учеником возникли разногласия. Бетховен попросил Гайдна высказать своё мнение о его произведениях. Гайдн похвалил яркие стороны сочинений, но добавил: «Вы производите на меня впечатление человека, у которого несколько голов, несколько сердец и несколько душ. Но раз Вы хотите, я Вам скажу, что по-моему в вашем творчестве есть нечто, я не сказал бы странное, но неожиданное, необычное. Разумеется, Ваши вещи прекрасны, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как Вы сами немного угрюмы и странны, а стиль музыканта — это всегда он сам». Бетховен же, считая, что Гайдн занимается с ним недостаточно, начал брать параллельно уроки у Шенка и Сальери, а затем окончательно ушёл от Гайдна. Несмотря на это, два гения сохранили друг к другу уважение, а Бетховен посвятил своему учителю три первые фортепианные сонаты.

С ошеломляющим успехом прошли и вторые лондонские гастроли Гайдна, также длившиеся больше года — с января 1794 до лета 1795 года, во время которых были созданы 6 последних симфоний №№ 99—104, ставших вершиной творчества композитора. Самые известные из них — 103-я и 104-я симфонии.

 В них раскрывается типичный для композитора жизнеутверждающий круг образов, мягкий юмор в виде придания аристократичному менуэту (традиционно 3-й части симфонии) черт грубоватого крестьянского танца с подскоками и притоптываниями, и близость музыкального языка австрийским и хорватским народным песням.

 

Всего же за две поездки в Англию Гайдн написал около 280 произведений. 8 июля 1791 года Гайдн был удостоен звания доктора музыки старейшего в Англии Оксфордского университета. Англичане не дали такое звание даже Генделю. По этому случаю была исполнена написанная ещё до поездки симфония № 92, получившая название «Оксфордской». Гастроли принесли Гайдну почти в два раза больший доход, чем предусматривалось контрактом. Не потерпел он убытков даже из-за того, что постановка написанной для Лондона оперы-seria «Душа философа» не была осуществлена: гонорар ему уплатили заранее и не потребовали вернуть. В Англии Гайдна принимали с почётом везде, а принц Уэльский (будущий король Георг IV) оказал ему море знаков внимания! Гайдн получил предложение от короля остаться в Англии навсегда, но отказался. Интересно то, что во время путешествия в эту страну, Гайдн в возрасте 60 лет изучил английский язык. Ранее, он выучил итальянский, французский, латынь, а также свободно говорил на австрийском диалекте немецкого языка!

Ко времени возвращения Гайдна из второго путешествия в Англию в семье Эстергази произошли перемены. Князь Антал умер и его преемник Миклош II решил возродить оркестр под руководством Гайдна. Композитор принял предложение и с удовольствием принялся за любимое дело. Главной его обязанностью было сочинение и разучивание ежегодно новой мессы ко дню рождения княгини Марии, супруги Миклоша. Так были написаны шесть последних гайдновских месс, в том числе «Месса во времена страха» или «Нельсоновская месса», сочинённая в дни исторической победы английского флота над французами в сражении у Абукира в 1798 году.

 В 90-е годы были написаны ещё два прижизненных портрета композитора. Это портрет работы Томаса Харди — 1792 год
портрет Гайдна - художник Т. Харди
 и портрет Гайдна в овале, написанный Иоганном Циттерером в 1795 году.
600x600.jpg
 В последнее десятилетие жизни под впечатлением грандиозного фестиваля Генделя в Лондоне в Вестминстерском соборе Гайдн проявляет большой интерес к хоровой музыке. Он создает 6 месс и 2 оратории — «Времена года» (1801 год) и «Сотворение мира».

 30 апреля 1798 года, состоялось первое исполнение «Сотворения мира» во дворце венского мецената князя Йозефа Шварценберга, одного из тех, кто вложили средства в гонорар автора. Дворец был расположен на площади мучного рынка, и чтобы обеспечить удобный подъезд к нему для множества гостей, торговцы мукой и бобами вынуждены были убрать свои лотки, за что князь выплатил им 10 гульденов 50 крейцеров компенсации! А для регулирования движения перед началом концерта на площадь были направлены 24 полицейских - конных и пеших. Первое публичное исполнение «Сотворения мира» состоялось, в день именин Гайдна 19 марта 1799 года в венском императорском и королевском придворном театре. Желающих послушать ораторию оказалось столько, что перед входом возникла давка, в которой едва не погиб ребёнок, и многим порвали одежду. 


Исполнением «Сотворения мира» в актовом зале Венского университета было отмечено и 76-летие Гайдна в 1808 году, в котором приняли участие вдова и сын Моцарта. Ромен Роллан писал: «Высшая аристократия, смешавшись с музыкантами, ожидала у дверей университета сына каретника из Рорау, прибывшего в карете князя Эстергази. При громе труб и литавр, под шум оваций он был внесён в залу. Князь Лобковиц, Сальери и Бетховен целовали у него руку. Княгиня Эстергази и две другие знатные дамы сняли свои меха и шали, чтобы укутать ноги старцу. Безумствование зала, крики, восторженные слёзы были не под силу автору «Сотворения мира». Он удалился в слезах посреди своей оратории и с порога благословил Вену…»
Автограф Гайдна Портрет Гайдна — гравюра 1806 года с его автографом

Гайдн создал «Парижские» и «Лондонские» симфонии — шедевры его творчества, в которых утверждаются классические закономерности жанра, где эмоциональная уравновешенность и серьёзность соседствуют с лирическими образами. Но есть произведения, пронизанные юмором от начала до конца. Великий композитор обладал неисчерпаемым оптимизмом и светлым взглядом на мир, которые были подобны восторгу ребёнка в магазине игрушек! Большинство произведений этого жизнерадостного труженика написаны в мажоре. Многие его симфонии не только имеют забавные названия - «Курица», «Медведь», «Часы», «Школьный учитель», но и необычные истории их создания.  Так, однажды Гайдн, едва ли не на спор, стремясь развлечь гостей своего хозяина, князя Эстергази, накупил на ярмарке целую корзину игрушек, свистулек-«кукушек», свирелей-«соловьёв», трещоток и т.п. Гайдн изучил возможности этих «музыкальных инструментов» и написал замечательную «Детскую» симфонию, в которой все игрушки наравне со «взрослыми» инструментами играют в оркестре. Солирует в качестве генерал-баса очень «важная» «кукушка»-свистулька.

Вот ещё примеры: в 94-й симфонии, которая называется «Сюрприз», во второй части удары литавр врываются в спокойную музыку — способ разбудить ненароком задремавших слушателей. В 60-й симфонии, которая называется «Рассеянный», во время звучания музыки некоторые музыканты начинают настраивать свои инструменты. «Бритвенный» квартет — рассерженный плохим качеством бритв, Гайдн пообещал подарить своё произведение тому, кто обеспечит его хорошими бритвами. Один музыкальный издатель нашёл такие бритвы и получил в подарок квартет, который и обрёл соответственное название!

 За три года до вышеупомянутого исполнения оратории, в 1805 году в Париже опубликовали некролог: « На 97 году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни скончался выдающийся композитор Й. Гайдн». Отслужили грандиозную панихиду, композитор Луиджи Керубини сочинил о своём учителе Реквием. Через несколько дней в Париж пришло письмо: «Дорогие господа! Вы себе даже не представляете как я вам обязан за эту небывалую честь. Если бы я знал заранее, я бы сам лично приехал продирижировать этой великолепной мессой. Йозеф Гайдн». Керубини сконфузился, но Гайдн не обиделся и через год подарил ему партитуру своей 103-й симфонии и подписал «Дорогому Луиджи Боккерини от покойника Гайдна».

Однако, силы Гайдна иссякали. Последними его произведениями стали «Гармоническая» месса и неоконченный струнный квартет oпус 103, над которыми он работал в 1802 году. Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего.

 Когда весной 1809 года в Вену вошла наполеоновская армия, и за окнами раздавались звуки выстрелов и крики, великий австриец с гордостью в знак протеста против захватчиков исполнял на клавире австрийский национальный гимн, который сам же сочинил несколькими годами ранее, а потом сидя в кресле, успокаивал слуг и домочадцев: «Не бойтесь, дети мои, там, где Гайдн, не может случиться ничего плохого». Он умер в возрасте 77 лет 31 мая 1809 года. Французский император Наполеон, узнав о смерти великого австрийского композитора, отдал приказ выставить у дверей его дома почётный караул. Гайдн был похоронен 1 июня 1809 года в Вене на старом кладбище Хундстурмер.

старое надгробие на первой могиле Гайдна  Похороны прошли в спешке: в столице Австрии находились французские войска. «Если б не было таких обстоятельств, то похороны Гайдна превратились бы в траурное шествие, равного которому ещё не видели в Вене» – написал друг композитора Андреас Штрейхер, известный изготовитель венских роялей. В 1772 году в возрасте 40 лет Гайдн написал симфонию № 44, которую назвал «Траурная» и завещал на его похоронах сыграть её медленную часть. Волю его не выполнили. По словам современника, «ни один капельмейстер не сопровождал Гайдна в последний путь». Две недели спустя, 15 июня 1809 года в церкви Шотландского монастыря состоялась панихида, на которой был исполнен Реквием Моцарта. Австрийцы чувствовали себя в долгу перед великим соотечественником. Поэтому решено было перезахоронить останки Гайдна с большой торжественностью. В сентябре 1820 года князь Миклош Эстергази, приказал с почётом эксгумировать останки композитора, и перезахоронить их в церкви Айзенштадта. На торжественное вскрытие могилы собралось множество народа. Каков же был ужас присутствующих, когда обнаружили, что под париком отсутствовала голова композитора! Дело в том, что во времена Гайдна идея френологии — псевдонаучной теории о том, что впадинки и ямки на черепе человека определяют его таланты и личность — была чрезвычайно популярна. Вот бывший секретарь князя Эстергази Карл Розенбаум вместе со своими товарищами и выкопал для «исследовательских» целей голову Гайдна. Князь Эстергази строжайше велел расследовать это похищение. Следствие велось долго и тщательно. В конце концов, череп композитора нашли в Венском сообществе друзей музыки, которое бережно хранило его в стеклянной коробке на крышке пианино. Только в ХХ веке 5 июня 1954 год потомки князей Эстергази смогли положить его к останкам Гайдна в роскошный саркофаг. 
саркофаг, в котором покоится Гайдн

На саркофаге Гайдна один из ангелочков держит в руке нотный лист, на котором высечена мелодия гимна сразу двух империй — Австро-Венгрии и 3-го рейха. Это медленная часть, «Песня кайзеру», как назвал её автор, струнного квартета ор. 76 № 3, который поэтому называется «Кайзер квартет» («Императорский»). В 1797 году после второго английского путешествия Гайдн написал 6 струнных квартетов, объединённых им в опус 76 и посвящённых графу Йозефу Эрдеду. Наиболе известен из них квартет № 3, названный «Императорским». Своим названием квартет обязан второй части. Вдохновившись в Англии гимном «Боже, храни короля», композитор написал австрийский гимн «Боже, храни императора Франца», который впервые прозвучал 12 февраля 1797 года в день рождения монарха. Позже, в качестве гимна тема была использована в 30-е годы ХХ века Германией.

 Гайдн был удостоен почётного звания доктора музыки Оксфордского университета в Англии, члена Шведской королевской музыкальной академии, почётного члена Голландского общества заслуг и члена Французской академии, Золотой медали города Вены и звания её почётного гражданина, почётного члена Санкт-Петербургского Филармонического общества, выпустившего по этому случаю золотую медаль. При его жизни была начата работа сразу над тремя его биографиями, которые вышли вскоре после кончины композитора. В Австрии глубоко чтут Гайдна. В Вене, Айзенштадте, Берлине есть его памятники; дома, где он жил стали музеями; экспозиции, посвящённые Гайдну, есть и во дворцах князей Эстергази.
памятник в Венепамятник в Берлине

Изображение Гайдна есть на австрийских купюрах и монетах, на марках разных стран. Именем композитора назван кратер на Меркурии.
монеты и купюра с изображением Гайдна​монеты и купюра с изображением Гайдна​монеты и купюра с изображением Гайдна​ Ежегодно, в начале осени в Айзенштадте уже много лет проходит большой музыкальный праздник – фестиваль музыки Гайдна, во время которого звучат симфонии, сонаты и квартеты великого композитора в исполнении лучших музыкальных ансамблей мира. Большая часть музыкальных торжеств проходит в роскошном дворце Эстергаз, где жил и сочинял музыку Франц Йозеф Гайдн, который сам себе сочинил эпитафию: «Veni, scripsi, vixi». «Пришел, писал, жил».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: