ГлавнаяСтатьиТатьяна Иванова: о театре мечтала с детства…
Интервью с художником-постановщиком Народного театра Юного Зрителя
Опубликовано 6.05.2017 в 10:15, статья, раздел Город и мы
автор: Арсений Великрадский
Показов: 534

Татьяна Иванова: о театре мечтала с детства…

Иванова Татьяна Алексеевна – художник-постановщик новгородского Народного театра Юного Зрителя. Она пришла в этот коллектив, когда он только начинал делать робкие шаги. 

Вместе с этим театром она делит и беды и радости. Театр стал её судьбой, частью её жизни. 

Журналист Области Культуры встретился с ней. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию запись этой беседы.

Иванова Татьяна Алексеевна

—  Татьяна Алексеевна, когда Вы пришли в ТЮЗ?

— В 1976 году, как простой участник самодеятельности. Со  2 февраля 1978 году уже оформилась на работу помощником режиссёра. Театром тогда уже руководил Юрий Яковлевич Энтин, у которого я многому научилась. А сам Юрий Яковлевич в это время посещал семинары Зиновия Корогодского, руководителя Ленинградского ТЮЗа. И все знания, которые он получал там, он передавал нам, своим студийцам. Вот потому из первых энтинских студий вышли такие известные деятели театра как, например, Надежда Алексеева – художественный руководитель театра «Малый», Надежда Назарова – режиссёр театра «Жест», ну и Иван Егоров и я. Актёрами стали:  Ольга Кравченко - работающая актрисой в театре Екатеринбурга, Владимир Удалов, Людмила Захарова, Игорь Карпиевич, Олег Зверев – актёр театра «Малый», Мария Медведева, Александра Кохан, Людмила Павленко и другие.

—  Почему ТЮЗ? Много же других театров? Чем понравился этот?

— А других в то время не было. Только профессиональный, и этот. А о театре мечтала с детства.

Читать научилась в четыре года. И родители, когда уходили на работу, давали мне книгу стихов, в этой книге указывали, что я должна прочитать и выучить. И я, четырёхлетняя, сидела дома одна и учила стихи наизусть, пока родители работали.

А потом читала выученное перед гостями на праздниках. Поскольку стихи я читала хорошо, в первом классе мне дали большую роль. Но я так боялась сцены, что поменялась с девочкой, у которой в роли была всего одна реплика. Учительница это увидела, но ничего не сказала. Но вот когда начался спектакль, я так засмотрелась на происходящее действие, что забыла сказать свою единственную реплику. Все дети стали меня толкать и подсказывать слова. Я кое-как промямлила текст, и на этом мой дебют закончился. 

В четвёртом классе мне дали роль одной из зайчих в спектакле «Зайка-Зазнайка». Я была в таком шоке, что «заболела» и эту роль сыграла другая девочка. В восьмом классе мне дали роль Нины Арбениной в спектакле «Маскарад». Я выучила, отрепетировала, но «по традиции» к спектаклю опять «заболела».  В девятом классе было уже не отвертеться, и в спектакле по пьесе Гусева «Слава» пришлось сыграть главную героиню. Весь спектакль прошёл в бессознательном состоянии.

Почему, не смотря на мои закидоны, мне всё же давали роли? А потому что когда я выходила на сцену одна читать стихи – все дипломы были мои. А мечтать о театре я не переставала. И наконец - ТЮЗ. Первой ролью в этом театре была роль военврача в спектакле Ю. Я. Энтина «Весенний день 30-го апреля». И больше я сцены не боялась. За это время я уже сыграла  и Машу в спектакле «Беда от нежного сердца» Сологуба, и Мать в спектакле «Дом Бернарды Альбы» Мать героя в «Живи и помни», Устинья Наумовна в спектакле «Свои люди, сочтёмся», Мария в спектакле «Мать Иисуса», Дарья Петровна в «Московском оборотне», сваха в «Морозко», старая татарка «Да поможет тебе» и ещё многие другие.

НТЮЗ - спектакль "Мать Иисуса"

— Какое время в истории ТЮЗа на Ваш взгляд самое плодотворное и интересное?

— Мне было всегда интересно, иначе бы я не задержалась в нём так долго.

— А какое время в истории ТЮЗа самое мрачное и тяжёлое?

— Такого времени не было. Оно наступит для меня, если я не буду в ТЮЗе.

— Какие трудности сейчас переживает театр?

— А кому сейчас легко? Не смотря на кризис и трудности, Дворец Культуры помогает нам, чем только может.

НТЮЗ "Финист"

— Дети, приходящие в ТЮЗ в  70_х, 80_х, 90_х и нынешние… они все похожи, или есть отличия?

— Первые годы моего пребывания в ТЮЗе – это семидесятые годы, коллектив в основном состоял из взрослых людей и старшеклассников. Спектакли тоже игрались для взрослых и старшеклассников ( «Свои люди сочтёмся», «Беда от нежного сердца», и т. п.).

В восьмидесятые годы стали практиковаться постановки для детей («Чипполино», «Приезжайте в Простоквашино» «Белоснежка и семь гномов»). Эти спектакли пользовались большим успехоим. И в 80_е годы мы начали принимать в ТЮЗ детей сначала с 12 лет, потом с 7 и теперь берём даже с 6 лет. Потому что, как ни странно, интерес к театру даже повысился по сравнению с предыдущими годами.

Сейчас мы ставим спектакли, как для юношества, так и для совсем маленьких детей. Даже для 2-3 летних – «Озорной гусёнок», «Жили у бабуси», «Весёлая котопёсия»… Так что интерес к театру возрастает как у юных актёров, так и у юных зрителей, что нас очень радует. И очень радует заинтересованность родителей и маленьких актёров и маленьких зрителей.

— Меняется ли требования к репертуару театра на протяжении  этих десятков лет? Или те же пьесы, те же режиссёрские решения и акценты, как и много лет назад?

— Все спектакли мы стараемся построить так, чтобы было интересно сегодняшнему зрителю, привыкшему к телевизору, где смена действия происходит очень быстро. Стараемся и мы, чтобы действие развивалось динамично, а проблемы интересовали зрителя. А спектакли для маленьких детей стараемся построить так, чтобы было интересно и родителям, которые сопровождают деток.

Большим успехом пользуется спектакль «Гадкий утёнок» где дети сморят сказку, а их родители видят взрослые проблемы, которые очень близки и им тоже, благодаря Андерсену.

Например, к 70-летию Победы мы повторили ремейк постановки семидесятых годов «Весенний день 30-апреля». Но спектакль был сделан по мотивам пьесы А. Зака и И. Кузнецова так чтобы он был понятен современному зрителю.

НТЮЗ - "Авотикот"

 — Как Вы выбираете новую пьесу для постановки? Это только Ваше желание или есть ещё факторы?

— Надо чтобы пьеса раскладывалась на коллектив и все были заняты. И ещё так, чтобы пьеса была интересна не только нам, но и тому зрителю, для которого мы ставим. И обязательно стараемся, чтобы пьеса получилась интересной зрителю любого возраста.

— Что сейчас готовится к постановке в ТЮЗе? Не секрет?

— Секрет. Не хочется раньше времени говорить, чтобы не сглазить.

— Что бы Вы хотели пожелать читателям «Области культуры»?

— Не разочаровываться в жизни. И ещё… приходить в наш театр.

Фото из коллекции группы ТЮЗа.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: