ГлавнаяСтатьиTimes They Are-A-Changin’
Опубликовано 6.04.2014 в 18:40, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Лев Никитин)
Показов: 589

Times They Are-A-Changin’

В российском прокате идет «Первый мститель: Другая война» (в оригинале политически напряженное для нас и непонятное «Captain America: The Winter Soldier»). ОК-журнал решил немного поразмышлять на тему кинокомиксов, которые не назовешь легкомысленными забавами для подростков. Слишком уж серьезный это бизнес, местами прорывающийся в искусство. Лев Никитин наблюдал за двумя популярными вселенными и посетил премьеру.

Никуда нам от кинокомиксов не деться. Пора бы признать, что истории о костюмированных героях уже давно стали неотъемлемой частью мирового кинематографического пространства, перестав быть просто отдельными экспериментами на поле жанрового кино. Одна только Marvel выпустила уже девять фильмов, четыре - в разработке, заканчивается первый сезон телешоу об агентах спецслужбы Щ.И.Т., еще пять сериалов на подходе, а график премьер расписан до 2028 года. Вдобавок, успех «Мстителей» по-прежнему не дает конкурирующей DC Comics спать спокойно, и она постарается запихнуть в свой новый фильм как можно больше персонажей, чтобы потом завести каждому из них по приквелу.

Вернемся на несколько лет назад, в 2008 год. Тогда жанр испытывал настоящий расцвет – Кристофер Нолан кардинально реформировал кислотный балаган, доставшийся ему в наследство от Джоэля Шумахера, а новый, псевдореалистический стиль стал главным трендом в развлекательном кино на долгие годы. Вот-вот выйдет оскароносный «Темный рыцарь», который окончательно выведет кинокомиксы из культурного гетто. Пока в лаборатории человека-летучей мыши идут эксперименты с сюжетом, Роберт Родригес и молодой и подающий надежды Зак Снайдер в поисках новой стилистики перенесения рисованных картинок на пленку по полной используют все имеющиеся технологические мощности и свое чутье визуализаторов. Однотипным комиксам конца 90-х – начала нулевых пришел конец. Каждый фильм по-прежнему сохраняет обязательные для жанра условности, но имеет теперь свою индивидуальность.

Первый «Железный Человек», открывавший в том же 2008 году кинематографическую вселенную Marvel, и последовавшие за ним в 2011 году «Тор» и «Первый мститель» удачно вписались в эту схему. Они, с одной стороны, были хорошей альтернативой угрюмости нолановских картин, а с другой - каждый фильм обладал своим собственным стилем. В дилогии о Тони Старке эксцентричный миллионер в исполнении Роберта Дауни-мл. не терзался вопросами морали, как его готэмский коллега, проблемами супергероя были, скорее, алкоголь, незадачливый робот-помощник, ну и где-то на предпоследнем плане - коварные злодеи. В «Торе» бушевали поистине шекспировские страсти (не даром британец Кеннет Брана был у режиссерского руля) в сеттинге чего-то такого скандинавского. «Первый мститель» же вообще переносил зрителей в антураж дизельпанка, ретрофутуризма середины прошлого века, где наивный идеализм Капитана Америки, борющегося с фашистами поважнее Гитлера, был абсолютно органичен.

Затем, подошел черед «Мстителей» - того, ради чего, собственно говоря, все и собрались. Деньги потекли рекой, а радости фанатов не было предела, но создатели, кажется, сами загнали себя в тупик. Теперь уже нельзя позволять себе сбавлять градус экшена, на что-то меньшее, чем на разрушение целого города, зритель больше не поведется. И одновременно с этим, какие бы небоскребы не падали на протагонистов, в финале все хорошие парни обязательно победят. После фильмов Нолана и «Игры престолов» (проекта ничуть не менее блокбастерного) такой ситкомовский подход вызывает лишь недоумение.

Поэтому «Железный человек 3» и «Тор: Царство тьмы» смотрелись намного более блекло, чем предшественники. Поразительным образом переход на конвейерное производство у Marvel совпал с общим застоем в жанре (нет, количество фильмов только увеличивается, но вот что до разнообразия…). Даже ожидаемая всеми заключительная часть трилогии о Бэтмене в 2012 году оказалась, по сути, надгробием для «серьезного комикса». Ну не может в серьезном драматическом фильме герой в маске с резиновыми ушами драться с героем, носящим респиратор-намордник, а атомный реактор превращаться в атомную бомбу парой поворотов отвертки. Зак Снайдер после выпуска сверхуспешных «300 спартанцев» снимает «Хранителей», чуть ли не покадрово перенося графическую новеллу Алана Мура на экран, - и получает шквал критики за то, что чересчур длинно, одна болтовня и вообще «слишком много букафф». Затем выходит «Запрещенный прием», где фонтанирующая гротеском и сюрреализмом форма по велению обжегшегося автора полностью поглощает содержание – и снова неудача. В конце концов, Нолан берет его под крыло, и они на пару более или менее удачно перезагружают многострадального Супермена. Но Снайдер, для которого сценарий, в отличие от картинки, всегда был делом десятым, снова соорудил наглядный пример тому, что фильму, где главный герой умеет летать со скоростью звука, сюжет не нужен, он ему скорее вредит. Что же до сиквела «Города грехов», откладывавшегося семь лет, то он вроде как должен выйти в этом году, но, вспоминая последние работы Родригеса, за судьбу картины становится как-то исключительно тревожно.

В общем, «Первый мститель: Другая война» приближался к релизу с весьма скверными картами на руках. Тем интереснее то, что большинство подводных камней он обошел с присущей супергерою непринужденностью.

Итак, Кэп – Крис Эванс (еще в первом фильме эффектно отвлекший зрителя от имиджа Человека-факела) окончательно просыпается после своей 70-летней спячки и уже чуть ли не во второй сцене сообщает, что кроме кухни и интернета особо ничего не поменялось (тем самым изначально отмежевываясь от целого вороха замшелых шуток в стиле «о Боже, в сороковом микроволновок не было!»). Вместе с Наташей Романофф в исполнении Скарлетт Йоханссон (которой, видимо, отдельный фильм уже не понадобится, потому что ее здесь чуть ли не больше, чем самого Капитана) и под руководством бессменного Сэмюэла Л. Джексона они громят врагов свободы и демократии. Тем временем, администрация в лице персонажа Роберта Рэдфорда готовит к запуску новый проект – оборудованные искусственным интеллектом летательные аппараты, которые, синхронизировавшись со спутниками и системами слежки, будут способны найти и уничтожить всех негодяев в любой точке Земли. Кэпу такие нововведения, нарушающие неприкосновенность частной жизни, не по душе. Как и то, что каждый из сослуживцев не забывает сообщить ему, что времена все-таки изменились, и вообще «ты слишком наивен для этой работы». Но это все ерунда, потому что скоро Директор Фьюри предупредит - не верить никому, чтобы через минуту картинно умереть от рук неизвестного злодея в маске. На Капитана и его напарницу будет объявлена охота как на политически неблагонадежных, и окажется, что фашизм за последние полвека не только не потерял в популярности, но даже обзавелся сторонниками в самых высоких вашингтонских кабинетах.

Marvel (отныне, напомним, являющаяся одним из подразделений Disney) не была бы собой, если бы в ее фильме не было летающих авианосцев, а рассуждения о связях между фашизмом и американской национальной безопасностью позволили бы картине превратиться в «Звездный десант», не говоря уж о «Цели номер один». Однако, видимо осознав всю одномерность такого персонажа как Капитан Америка, в простодушии с которым может поспорить только пришелец с Криптона, и исчерпав всю привлекательность ретростилистики первой части, создатели решили сыграть на поле нолановской трилогии, хоть и по своим правилам. Да, здесь по-прежнему конгрессмены шепчут друг другу на прощанье «Хайль, Гидра!», а главный нацистский ученый в виде суперкомпьютера 70-х годов десятилетиями терпеливо поджидает героев в заброшенном бункере, чтобы рассказать им про свой злодейский план порабощения мира. Но в воздухе явственно чувствуются перемены, имя которым – актуальность. Капитан Америка, словно Эдвард Сноуден, борется не с темными эльфами, а с собственным милитаристским начальством, стремящимся контролировать всех и каждого (все ради безопасности, как пить дать), его напарница сливает секретные документы в интернет, а пресловутые летающие авианосцы в этом контексте смотрятся не очередными вундервафлями, а вполне себе новыми улучшенными версиями уже привычных «беспилотников», которые с каждым годом поражают все больше целей в странах неугодных заатлантическому Белому Дому. Изменения коснулись и визуальной стилистики – герои по прежнему не стесняются кидаться друг в друга автомобилями, а к финалу действие раскачивается практически до уровня «Мстителей». Но теперь многие сцены сняты ручной камерой, нагоняющей реализма. Эпизод с преследованием Ника Фьюри навевает мысли о погоне из «Темного рыцаря», Кэпу противостоят не существа из параллельных вселенных, а преимущественно обыкновенные люди с M16. Протагонист для финальной схватки здесь вроде бы тоже есть, но честное слово, в этот раз наши прокатчики действительно не промахнулись, убрав из названия Winter Soldier’а, настолько мала его значимость для сюжета.

«Другая война» - несомненно более удачный подзаголовок для фильма, где, хоть и в комиксовой форме, озвучиваются мысли о порочности превентивного удара во имя звездно-полосатого флага. Серия о Капитане Америка удивительным образом стала пока что лучшим фильмом Второй Фазы и, кроме того, наметила путь выхода из кризиса, в который угодила команда Мстителей. Впрочем, не будем слишком радоваться - на подходе какие-то совсем уж несуразные «Стражи Галактики» - неужели и здесь Marvel сумеет выкрутиться?

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: