ГлавнаяСтатьиАлексей Гончаренко: «Театру нельзя дать прогноз»
Опубликовано 29.04.2017 в 14:29, статья, раздел Сцена, рубрика KINGFESTIVAL-2017
автор: ОК-журнал (Анфиса Родионова)
Показов: 230

Алексей Гончаренко: «Театру нельзя дать прогноз»

Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» собрал в Великом Новгороде не только представителей театров разных стран, но и молодых театральных критиков. Международная творческая лаборатория «Молодая критика — театральное будущее» будет работать на протяжении 5 фестивальных дней. В этом году география молодых критиков от Тарту (Эстония) и Рига (Латвия) до Улан-Уде и Москвы. Критики погружены в театр с головой: они смотрят, пишут, обсуждают, выступают, участвуют в мастер-классах, общаются с режиссерами и опытными критиками разных школ, и, конечно же, обмениваются опытом. Молодые театральные критики. Великий Новгород. Фестиваль Царь-сказка

Модератором Лаборатории выступал Алексей Гончаренко — театральный критик, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ, кандидат искусствоведения, челн Комиссии по исследованиям Международного союза деятелей театра кукол (The UNIMA Research Commission).

— Как изменилась Лаборатория за 10 лет?

— Лаборатория кардинально поменялась только в этом году. Раньше собирались молодые критики только из Москвы, Петербурга и других стран. Были только театроведы, выпускной курс, они приезжали сюда обсуждать спектакли, то есть вести работу устно. Разница заключалась в том, что приезжали каждый год новые люди, форма оставалась той же. В этом году поменялась и форма лаборатории. Изменился отбор участников. Если раньше институты сами направляли интересных критиков, то сейчас мы выбирали их сами. Было 55 заявок, мы выбрали 12 человек из России и 4 зарубежных критиков. Это люди с абсолютно разным бэкграундом, разным образованием: кто-то театровед, кто-то журналист, разным опытом «насмотренности»: кто-то участвовал в международных фестивалях, кто-то не покидал пределы своего города, и возраст у всех разный. Мы хотели привлечь не только театроведов, но и других заинтересованных людей, хотели расширить аудиторию. Молодые театральные критики. Великий Новгород. Фестиваль Царь-сказка

Изменился  и формат занятий. Устные обсуждения — это, конечно, хорошо, но современная жизнь диктует критику новые условия и нужно нарабатывать новые навыки. Поэтому сегодня наша лаборатория тренирует три навыка: давать интервью, брать интервью и писать блог. Нужно отметить, что фестиваль международный, критики приезжают из разных стран, что естественно влечет за собой обмен опытом, что очень важно. Приехал Алексей Киселев — критик из Москвы, у него свой взгляд на предмет, свой опыт и он делится им, приезжает Елена Иосифовна Горфункель из Петербурга, человек другого поколения, другой школы, и она будет делиться своим опытом. Таким образом мы пытаемся показать, какие бывают пути у критики.

— Как меняются темы в молодежном театре?

— Конечно, есть вечные темы. Потому что ребенок или подросток независимо от того 18 век или 21 века имеет свои потребности и проблемы. Это первая любовь, удавшаяся или не удавшаяся, отношения с родителями и так далее. Есть, мне кажется, какие-то актуальные темы, на которые театр должен реагировать. Потому что если мы понимаем, что дети смотрят телевизор и видят там что-то связанное с «Синим китом», то театр несомненно должен откликаться и на эту проблему, искать свои пути разговора со зрителем. Взрослый театр рефлексирует на все темы, например, на тему мигрантов, то и детский театр должен откликаться и на проблему детского суицида. Другой вопрос, как это делать тактично. Вообще, мне кажется, нет табуированных тем, и надо откликаться на все актуальные темы, которые общество дает. А их мы можем каждый день вылавливать в новостях.

— Лаборатория существует уже 10 лет. Как-то поменялись сами критики, молодежь?

— Конечно, поменялись. Но мне кажется, дело здесь даже не в профессии, потому что программа в учебных заведениях не изменилась. Дело в том, что жизнь поменялась и молодежь поменялась соответственно. Это уже другое поколение, которое совсем иначе смотрит те же спектакли. Критики стали более широко смотреть на вещи. Потому что раньше, если человек занимался драматическим театром, он не ходил смотреть театр современного танца. Теперь он смотрит все, и ему легче ориентироваться и обсуждать современный танец. Раньше в лабораториях у нас были так сказать ответственные за направление: кто-то смотрит все, но понимает лучше в конкретном направлении и поэтому по другим направлениям боится высказываться, ему трудно. Сейчас, мне кажется, этого нет. Все пишут обо всем. Есть у каждого своя узкая специализация, но разобрать некое произведение искусства он может, он понимает его.Молодые театральные критики. Великий Новгород. Фестиваль Царь-сказка

— Вы являетесь куратором проекта «Детский Weekend». Расскажите об этом проекте, что он из себя представляет?

— Есть национальный театральный премия «Золотая маска», это национальный конкурс. Эксперты, которые сморят по 900 спектаклей в сезон по всей России, отбирают их для номинации «Лучший спектакль». В драме, в опере, в балете... И в 2014 году родилась идея показать, что происходит в театре для детей. Интересно, какие тенденции там есть, и что там вообще происходит. Отсюда и проект «Детский Weekend», но это не конкурс, это некий срез спектаклей последних лет.

— Почему «Золотая маска» заинтересовалась тем, что происходит в детском театре?

— «Золотая маска» — интересная институция, которую интересует все, что происходит в мире театра, все новое и актуальное. В середине двухтысячных, когда появилось новое поколение режиссеров, стало понятно, что в театре для детей что-то стало меняться. Молодые режиссеры закончили институты, пришли в профессию и сказали: «Мы будем работать только для детей. Мы видели опыт современного зарубежного детского театра. Мы знаем опыт исторический российского театра. Мы хотим новый интересный театр». Основная их мотивация заключалась в том, что они видели, в каком состоянии находился детский театр. Это было такое болото: это всегда схема спектакля, в основном это не искусство, а способ зарабатывания денег.

Молодые театральные критики. Великий Новгород. Фестиваль Царь-сказкаНапример, в конце 90х годов появляется новая теория детского театра. До этого был театр детской радости, который был придуман в 20 веке, и он был связан с социальными условиями: нужно было собрать всех беспризорников с района и показать им что-то светлое и прекрасное. В 90-е же годы выступает режиссер Анатолий Праудин и предлагает теорию театра детской скорби. Совсем не обязательно, что ребенок должен рыдать в зале, ему дают подумать. Его не просто развлекают, а появляются темы, на которые он должен рефлексировать вместе с родителями, учителями. Сейчас происходит то же самое — детский театр возвращают к серьезу. Стало понятно, что в детском театре работают все те же художественные средства, но их можно сделать ярче, точнее, поэтому режиссеры искать методы, как с ними работать по-новому. К тому же, появляется сумасшедший пласт детской литературы, для нас новой. Если зайти в книжный магазин, там такие потрясающие вещи стоят, которые конечно тоже провоцируют режиссеров на работу. Новые тексты, новые темы, и соответственно новые выразительные средства, которые появляются везде, сразу же дают о себе знать в театре.

— Можете дать прогноз развития детского театра?

— Театру нельзя дать прогноз, все зависит от творцов. На первый взгляд кажется, что есть какие-то установки, что нельзя делать какие-то вещи. А потом появляется человек, который говорит, что все эти «запрещенные» вещи просто необходимо делать. И после этого вообще не представить, как до этого было «нельзя». Например, с ребенком нельзя говорить о смерти, была такая долгая дискуссия. До сих пор остаются люди, которые утверждают, что нельзя, и они аргументировано это делают. Но мы ведь так или иначе попадаем в ситуацию смерти близких, каждый переживает это по-своему. И театр не поможет это пережить естественно. Но он поможет относиться по-другому к человеку, который с этой проблемой столкнулся. Например, режиссер Женя Беркович в Самаре поставила спектакль о том, как выражать соболезнования. Тема довольно практическая, но при этом оформленная в художественную форму доносится до детей.

Фото: Анна Ващило.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: