ГлавнаяСтатьиНТЮЗ: Пятьдесят лет неиссякаемой молодости
Новгородскому Народному театру юного зрителя - 50 лет
Опубликовано 29.04.2017 в 11:28, статья, раздел Город и мы
автор: Арсений Великрадский
Показов: 860

НТЮЗ: Пятьдесят лет неиссякаемой молодости

В мае 2017 года Новгородский народный театр юного зрителя отмечает полувековой юбилей. Журнал «Область Культуры» публикует серию статей об этом театре — одном из старейших самодеятельных коллективов области. 


Пятьдесят лет — это несколько поколений новгородцев, выросших в ТЮЗе. Людей, для которых этот коллектив стал частью жизни. Дети вырастают и приводят в ТЮЗ своих детей, а то и внуков. Вот потому можно сказать, что за пятьдесят лет Народный театр юного зрителя смог повзрослеть, не постарев.
Сегодня мы вспоминаем, как это начиналось.
В 1967 году был открыт Дворец культуры и техники профсоюзов им. 50-летия Великого Октября, в котором сразу же начал свою работу Театр Юного Зрителя, тогда ещё под управлением Веры Антоновны Диденко.
Коллектив тогда состоял из двух студий. Старшей и младшей. Это были Татьяна Гречихина, Елена Ефимова, Ольга Козелло, Вера Манюкова, Анатолий Крюков, Михаил Петров, Евгений Куликов, Геннадий Калистов, и др. Старшая студия ставила спектакль «Поезд дальнего следования» по пьесе Р. Каца. Младшая же студия поначалу занималась сценками из школьной жизни. Например, «Таню в мешке не утаишь». Затем уже вышел спектакль «Катя и чудеса». К этому спектаклю уже были сшиты костюмы и сделаны настоящие большие декорации. Затем появился спектакль «Знамя десятой интербригады». А спектакль «По волшебному времени» в течение двух лет сочиняли сами студийцы: Евгений Куликов и Анатолий Крюков. Это были новогодние спектакли, которые игрались по три раза в день. А в перерыве, как вспоминает Надежда Назарова, участница коллектива того времени, все участники шли обедать в кафе «Молодёжное», что было неподалёку прямо в костюмах. Дети на улице были в восторге.
После каждой декады в те годы, дирекция устраивала праздник для самодеятельности. Да ещё для актёров ТЮЗа устраивалось путешествие на поезде по стране. Маленькие актёры побывали и в Прибалтике и в Белоруссии, и прямо в дороге репетировали новые спектакли.

ДКиТ Профсоюзов. 70-е годы.

Занятия ТЮЗа тогда проходили на первом этаже ДК, в кабинете № 17. Вера Антоновна Диденко была воплощением образа русского интеллигента. Всегда аккуратно одета, большая шаль заколота красивой брошью, модные туфли. Речь её всегда была грамотной и спокойной. Голос она не повышала никогда. И всегда старалась привить своим воспитанникам культуру сцены.
Один сезон в ТЮЗе был руководителем Б. Соломонов. В те годы он был актёром оперетты, и весьма успешным. Со студийцами он поставил композицию по стихам о Великой Отечественной войне. Во многих спектаклях ТЮЗа помимо драматических актёров участвовали и артисты танцевальных коллективов.
В 1975 году главным режиссёром ТЮЗа становится Юрий Яковлевич Энтин.
Первый спектакль Ю. Я. Энтина в новгородском ТЮЗе был «Весенний день 30-го апреля» по пьесе А. Зак и И. Кузнецова. Именно за этот спектакль новгородский ТЮЗ получил звание народного в 1976 году на всесоюзном фестивале самодеятельных театров в г. Калининграде. С этого времени ТЮЗ переезжает на второй этаж в кабинет № 53 (малый зал), где располагается и по настоящее время. В то время в театре были две студии, подготовительная и актёрская и основной актёрский состав. В коллективе занималось более ста человек.
Необычный, нетрадиционный взгляд на пьесы, неожиданное режиссёрское прочтение и смелые постановочные ходы отличали работу Юрия Энтина. В 1979 г. выходит его спектакль «Жил да был такой король» поставленный по пьесе Е. Шварца «Голый король».

НТЮЗ. "Жил да был такой король" - общее фото.
ТЮЗ становится популярным театром в городе. О нём пишет областная пресса, а киножурнал «Наш край» снимает сюжет о постановке спектакля «Мальчиш-Кибальчиш» к юбилею Ленинского Комсомола, что по тем временам было весьма значимым событием.
В репертуаре театра спектакли, поднимающие острые социальные проблемы: «Ночь после выпуска» Владимира Тендрякова, «Молодожёны» Тамары Ян, «Криминальное танго» Раннета Эгона, «Отважное сердце» Иды Эвальд. Одновременно с этими спектаклями ставится водевиль «Беда от нежного сердца» Владимира Сологуба.
Театр обращается и к теме Великой Отечественной войны. Такие спектакли как «Живи и помни» Валентина Распутина, «Последние холода» Альберта Лиханова, «Трибунал» Андрея Макаёнка получили высокую оценку, как зрителей, так и театральных критиков.

НТЮЗ. "Приключения Чипполино" - сцена из спектакля.


Не остаётся без внимания и детская аудитория. В восьмидесятые годы для ребят выходят сказки «Белоснежка и семь гномов» по пьесе О. Табакова и Л. Устинова, «Приезжайте в Простоквашино» по сказке Эдуарда успенского, «Чипполино» по сказке Джанни Родари. «Зайка-Зазнайка» по сказке Сергея Михалкова, для молодёжной аудитории выходит спектакль «Ящерица» по пьесе Володина, «Слуга двух господ» Карло Гольдони, «Красавица Снежана» Владимира Попова.
В то время в ТЮЗе спектакли игрались дважды в день пять раз в неделю. Утром сказка для детей, вечером спектакль для взрослых.
(продолжение следует)

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: