ГлавнаяСтатьиЛюбытинский театр. А могло быть - 85
Опубликовано 26.03.2014 в 13:29, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Дмитрий Иванов)
Показов: 581

Любытинский театр. А могло быть - 85

Театральные коллективы бывают разные. Есть такие, что могут вполне гордиться своей судьбой: и знамениты, и богаты, и спектакли публика любит, и билетов не достать, и знают о них во всём мире. Ну, или хотя бы в большей его части…

А есть более скромные. Те, что на весь мир не прославились, больших денег никогда и не видели. Но к искусству в таких коллективах любовь никак не меньше, чем во МХАТе, или БДТ.

Местная публика воспринимает спектакли этих театров с такой искренней любовью, о которой иные столичные театры могут лишь мечтать. И даже, когда останутся в истории названия спектаклей, смолкнут аплодисменты в зале и больше никогда не начнутся репетиции, люди помнят и трепетно будут беречь память о том светлом времени. К таким коллективам можно отнести и Любытинский театр.

Мы наш, мы новый…

Едва отгремели канонады Гражданской войны, как в молодой республике стало зарождаться новое рабоче-крестьянское искусство. Открывались избы-читальни, музеи, клубы… Открылся клуб и в посёлке Любытино. При клубе работало множество кружков разной направленности. Был среди них и драматический. Первым его режиссёром стал Петр Георгиевич Соболев. Свой творческий путь на сцене он начал ещё в детстве, в 1910 году, также в любительском театре. После революции служил на флоте, в Петрограде. С театром не расставался и тогда. Посещал драматическую студию. С 1929 года он стал директором в Любытинской школе, одновременно преподавал математику, черчение, рисование, и ещё создал театральный кружок, которым руководил сорок лет.

В нелёгкие двадцатые годы, когда повсюду была разруха, оставленная войной, и оборудование сцены, и костюмы, и декорации изготавливали своими руками. Современники и участники того коллектива вспоминали, что порой приходилось вынимать гвозди и доски из старых построек, чтобы оборудовать зал для первых постановок. Холст для кулис искали по соседним деревням.

Несмотря на тяжёлое время, на отсутствие необходимого, недостатка в актёрах не было. Люди стремились к искусству, горели желанием созидать, творить, развивать культуру молодой республики. Именно на этом подъёме стали актуальны пьесы Германа Хейфмана, норвежского драматурга-социалиста, воспевающего крушение буржуазного мира. Его драма «Гибель Надежды» стала первым спектаклем нового театра. Тепло принятая зрителями постановка вселила уверенность в души самодеятельных актёров, и Любытинский театр начал свои первые, но совсем не робкие шаги, выпуская по 2-3 премьеры ежегодно.

Клубная культура

Новая война ворвалась в мир, нарушив жизнь любительского театра. Только не смогла она истребить в душах людских любовь к искусству и тягу к прекрасному. Вот и возродился театр снова в посёлке Любытино, в дальнем уголке новгородской земли. Возродился уже с другими актёрами. Ставили новые пьесы, отвечавшие требованиям современности. Но, принимая эстафету у тех, довоенных артистов, обновлённый театр сохранил искру творческого азарта, которая, словно обладающая волшебной силой, превращала холодный полумрак сельского клуба в сказочный мир, завораживающий своей искренней непосредственностью.

Играли серьёзные пьесы. Хотя, поначалу были сомнения, по зубам ли самодеятельным артистам Чехов, Островский, Арбузов, требующие от исполнителя точнейшего и сложнейшего переживания, глубочайшего проникновения в душу персонажа. Но вот в 1956 году поставили пьесу Арбузова «Таня» - серьёзное произведение, требующее настоящей, профессиональной актёрской работы. А затем в 1960 году - спектакль по пьесе Чехова «Дядя Ваня». И все сомнения в несостоятельности деревенских артистов были развеяны в прах. Успех был колоссальный!

Через год Соболев ставит «Свадьбу Кречинского» Сухово-Кобылина. Прекрасная комедия была великолепно принята зрителями. Театр полюбили. В посёлке появилась своя театральная публика. В разговорах стали обсуждать игру актёров, пьесы, грядущие премьеры. Жизнь села, стоящего на самом краю Новгородской области среди лесов и рек, преобразилась. И случилось это благодаря актёрам маленького любительского театра.

Заслуженное признание от государства пришло в 1967 году. Тогда за спектакли «Девушка с веснушками» и «Мораль пани Дульской» театру было присвоено звание Народный.

Так и будет?

В 1973 году в театре появился новый режиссёр – Константин Константинович Серов. В своей работе он ориентировался на молодёжь. На их интересы, вкусы, мировосприятие. Он стремился сделать театр лидером молодёжной среды.

1975 год. Режиссёр К. К. Серов поставил пьесу Островского «Поздняя любовь».

В роли купчихи Лебёдкиной – учительница Любытинской школы Л.С. Бывшева. В репертуаре театра появилось множество современных пьес, затрагивающих интересы молодёжи советского общества. Театр взял на себя не только развлекательную, но и воспитательную миссию, став спутником жизни для целых поколений жителей посёлка. Для любительского коллектива задача весьма серьёзная.

В том же 1975 году Константином Серовым был поставлен и другой спектакль - пьеса украинского драматурга Михаила Зарудного «Тают белые снега». Спектакль рассказывал о браконьерах, лесниках, о нарушающих закон больших начальниках.

Другой режиссёр, Н.Г. Андреев, ставит «Старый дом» А. Казанцева. Сам же играет в нём главную роль. И снова ориентация на молодёжь. Тема любви юноши и девушки, отношения к ней общества.

Но если театр так часто брал в свой репертуар молодёжные пьесы, значит, и молодёжь в театр шла. Значит, искусство не теряло своей значимости, а театр своей современности и актуальности для новых и новых поколений.

Но общение с молодёжью через портал сцены было недостаточным для театра. И вот в 1978 году помимо взрослого состава в труппе появляется детская студия, состоящая из двух возрастных групп. Руководила студией Людмила Захарова и Ольга Улеева.

В 1983 году в качестве нового режиссёра пришла Виктория Лахенмайер, учившаяся тогда в Ленинградском институте культуры. И снова молодёжные темы, острые углы, смелые решения.

«Нельзя воспитать ребенка морально устойчивым, если в семье говорят одно, а делают другое. Нельзя человека в 18 лет считать ребёнком», - сказала она тогда после спектакля.

Пьеса Константина Симонова «Так и будет» была поставлена Викторией Оскаровной в 1985 году. Это была последняя постановка театра. В стране началась Перестройка. С её новыми жизненными ценностями и приоритетами.

Возродится ли снова в Любытине театр? Трудно сказать… Но и сейчас живут в посёлке люди, которые помнят и любят спектакли того коллектива. Люди, которые могут многое рассказать о том удивительном и легендарном времени.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: