ГлавнаяСтатьиЗолотой запас Новгородской земли
Опубликовано 24.03.2014 в 08:52, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Дмитрий Иванов)
Показов: 1102

Золотой запас Новгородской земли

Грановитая, или Владычная палата Новгородского кремля считается самой сложной и загадочной постройкой новгородской архитектуры. Тем не менее, реставрационные работы, начавшиеся ещё в 2006 году, завершены. Теперь и гости нашего города, и сами новгородцы имеют возможность увидеть то, какой именно была резиденция архиепископа Евфимия, построенная в 1433 году немецкими мастерами.

Заботливые руки реставраторов вернули Грановитой палате Новгородского кремля облик XV века. Каждый сантиметр нынешнего пространства залов дышит историей, погружает посетителей в давно ушедшую эпоху, в прошлое нашего города.

И едва завершилась реставрация, как первое же событие наполнило жизнью спавшие под многовековыми наслоениями штукатурки и заново открытые настенные росписи, фрески, иконы. А на прошлой неделе в Грановитой палате Новгородского кремля открылась новая экспозиция «Ювелирное искусство VI – XVII веков в собрании Новгородского музея».

Трапезы на серебре

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

- С началом реставрации в 2006 году был создан авторский творческий коллектив, – рассказала эксперт по технико-технологической экспертизе музейных предметов Наталья Гормина. – Это научные сотрудники нашего музея: Елена Владимировна Игнашина, Людмила Петровна Яковлева, Татьяна Юрьевна Царевская. Велись большие реставрационные работы по подготовке памятников. В основном, сотрудниками мастерской реставрации нашего музея. Несколько предметов были отреставрированы в Москве, в центре имени Грабаря. Работы по установке оборудования проводила фирма «Арт-техника» из Санкт-Петербурга.

Выставка, посвящённая ювелирному искусству средневековья, расположилась в Готическом зале и Крестовой палате. В древности Готический зал использовался как трапезная и приёмная. Здесь проходили пиры, на коих могли присутствовать и князья, и другие представители знатных сословий, тут принимали иноземных гостей.

Крестовая палата могла быть как комнатой для молений, так могла использоваться и для хранения реликвий и ценностей.

- Все предметы, представленные на выставке, связаны и с бытом, и с церковными обрядами, – продолжила Наталья Владимировна. – Например, панагиар. Он возносился ввысь под молитвы и песнопения после службы, переносился из храма в трапезную, далее просфора, извлечённая из него, разрезалась и вкушалась уже как яство во время трапезы. Во Владычной палате заседал Совет Господ, и потому тут конечно были предметы утвари, подобные тем, что мы можем увидеть на выставке.

Кольца древних ювелиров

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них – образцы «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора – древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры ХI - XII веков.

Особого внимания заслуживают височные кольца V – VII веков, предположительно изготовленные византийскими мастерами. Это самые старые экспонаты на выставке. Удивительные произведения искусства были приобретены Новгородским музеем в частной коллекции. Весьма примечательно и то, что кольца, возраст которых около 1500 лет, никогда не подвергались реставрации. Они находятся в своём «первозданном» виде.

Понятие драгоценности в средние века включало в себя не только материал (драгоценный металл и камни), но и золотное шитьё. Предметы, представленные на выставке, ценились в прошлом не только как искусные изделия из драгоценных материалов, но и как святыни. Все они – духовного и религиозного назначения. Предметы в экспозиции скомпонованы по хронологическому принципу от более древних, к более новым.

Организаторы выставки старались разработать такие способы экспозиции, чтобы сделать уникальные произведения искусства более доступными для обзора. Благодаря такому подходу многие предметы теперь можно увидеть со всех сторон. Например, воздвизальные кресты XII – XIII веков, изготовленные новгородскими мастерами и хранившиеся в Софийском соборе. У изделий такого уровня и такой тонкости работы, достойна внимания и лицевая и оборотная сторона.

Кабошоны и сапфиры

В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства Новгорода ХVI-ХVII веков.

Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI века с широким применением изящной скани, литых утонченных рельефов, драгоценных камней – кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.

Среди экспонатов привлекает внимание панагия архиепископа Пимена с византийской камеей XI века в золотой оправе с деликатным вкраплением эмали и драгоценными сапфирами.

Вес Евангелия в золотом окладе, представленного на выставке – 27 килограммов, поэтому на заводе был сделан специальный двигатель, который поднимает и опускает книгу. В древности она хранилась в алтарной части Софийского собора, и во время службы его выносили два дьякона, располагая его на алтарном престоле.

В этом же зале представлены панагия, кресты, митры из новгородских храмов и монастырей. В первую очередь это памятники высокого художественного достоинства, наследие нашей культуры. Собрание новгородского музея по своей значимости стоит в одном ряду с ценнейшими мировыми коллекциями.

Посетители выставки могут увидеть резной посох митрополита Геронтия XV века. История его загадочна. Во время более позднего дополнения верхней части (не исключено, что при переносе надписи) нарушена дата, изображённая на посохе. Либо резчик, который делал его в начале XVIII века в период митрополита Иова и царствование Петра I, перепутал имена. Но нижняя часть посоха сохранилась прекрасно.

В экспозиции можно увидеть и панагию, принадлежавшую новгородскому митрополиту Пимену. Тому самому, который встречал на Великом мосту Ивана Грозного, приехавшего в наш город усмирять смуту. И который одним из первых пострадал от гнева сурового Государя. В панагии находится редкий сапфир, оправленный в золото, весом около 70 карат. Уникальную реликвию посетители смогут увидеть с обеих сторон.

Бесценная память

Здесь же находится и наперсная икона с изображением Спаса Вседержителя, принадлежавшая семье Ивана Грозного, и этой иконой были благословлены сыновья самодержца. Впервые она упоминается в начале XVII века. В документах описано, как вторая жена Михаила Романова Евдокия Лукинична «сняла со своего монисто икону панагию сапфирову в золоте, с яхонтами и рубины на ней». А сняв, она пожаловала её своей дочери, Ирине Михайловне. Далее след иконы появился в Петербурге, затем в Новгородском Софийском соборе, и уже из его ризницы она перешла в Новгородский музей.

В том же ряду находится и золотой крест, что принадлежал московскому царю Борису Годунову. Известно, что он бывал в Новгороде и даже подарил Софийскому собору роскошное паникадило. По надписям на оборотной стороне креста можно узнать, что внутри него содержались мощи нескольких святых из Палестины, Сирии, Греции и России.

В Крестовой палате можно увидеть и рипиды, относящиеся к 60-м годам XVII века, принадлежавшие новгородскому митрополиту Макарию.

- Побывав в эвакуации в годы Великой Отечественной войны, - рассказала Наталья Гормина, - они находились в ужасном состоянии. Имелись и деформации, и утраты. Но после того как в центре имени Грабаря была проведена грамотная реставрация, возобновлённых участков даже не видно. Эти рипиды символизировали небесные силы. Их несли по сторонам от владыки во время большого хода. Наверху они имеют гравированные надписи, указывающие дату их создания. С центром имени Грабаря у нас сложились настоящие хорошие партнёрские отношения. В настоящее время там остался всего один предмет, и скоро он займёт своё место в витрине Готического зала, специально оставленной для него пустой.

В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы. Большой интерес вызывают костяной ларец-аворий константинопольской работы, оклады Евангелий, исполненные мастерами французского Лиможа, ларец, происходящий из Рейнской области, реликварий немецкой работы.

Экспозиция выставки позволяет не только ощутить атмосферу и дух прошлых эпох, но и осознать тот уровень мастерства, с которым создавались все эти шедевры искусства, способные украсить коллекции любого музея мира, но по счастью, оказавшиеся в нашем городе. И теперь множество туристов, приезжая в Новгород и посетив эту выставку, унесут память о великой и славной истории земли Новгородской, о высоком художественном уровне древних мастеров, прославляющих своими шедеврами и нашу культуру, и наши традиции на многие века по сей день.

Фото автора и Михаила Жигунова

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: