ГлавнаяСтатьиОт красной свиньи до зеленого венка
Опубликовано 24.03.2014 в 07:46, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 358

От красной свиньи до зеленого венка

Когда становится тесно в границах привычных зрелищных форм, хочется выйти к публике с чем-то без канонизированных сценических законов. Не концерт, не театральный и не эстрадный спектакль, не перформанс даже… Так, «музыкальная мистерия». В Великом Новгороде независимая творческая команда показала «Сказание о Деве Севера» на сцене культурного центра «Диалог». Что же это было (или чем могло бы быть), рассуждает Сергей Козлов.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит. Так и хочется применить эту поговорку к вечному стремлению человека к корням, к прошлому. Сколько ему современных гаджетов не предлагай, он ими повертит, но возьмет снова окарину и пойдет в незамысловатый, полуобрядовый танец. Только вот где они, эти корни, и какими инструментами до них докопаться? У слепца Гомера была лира. А вот Александр Кушнир и его творческая команда представили достаточно обширный арсенал.

«Сказание о Деве Севера» создатель назвал «мистерией», имея в виду больше языческие богослужения (когда не было зрителя, только участники), нежели жанр средневекового театра, построенный на библейских сюжетах. Конечно, это всего лишь игра в красивые слова, попытка усилить трепетность к значимости игрового творчества, вовлечь воображение зрителя в пространство пантеистического мироощущения, свойственного человеку в древние эпохи, и постоянно пытающегося возродиться. Отсюда и прибалтийская сказка в основе, затрагивающая темы природы и времени, синтез музыки, поэзии, танца, игровых зарисовок в едином действе.

И сами исполнители ведут себя непосредственно и осознанно, будто совершая обряд. Ни актерское, ни вокальное мастерство здесь не ставится во главу угла. Зрителя не пытаются поразить режиссерской концепцией или виртуозными мелодиями, хоть и звучит множество инструментов, кажущихся сегодня вполне экзотическими – волынка, гусли, жалейка, бубны… Кажется, что любой может подключиться к песне или танцу с фольклорными мотивами. И это действительно было бы хорошим развитием для постановки. Но пока публика отделена от пространства «Сказания…» рампой и только созерцает мир фантастических видений героя.

А в них он отправляется на корабле за своей мечтой – таинственной Девой Севера. Пристав к незнакомому берегу, герой попадает в мир благоденствия, которое оказывается антиутопией в лучших традициях фантастов XX века. Люди здесь живут в довольстве и славят туман, приносящий изобилие. Символом острова является свинья. Вроде бы намечается и любовная линия с одной из обитательниц этого края. Но герою чудится, что всё это благоденствие – чары паука, выпивающего кровь людей и оставляющего только сало. Тогда-то во сне и приходит к нему Дева Севера. Проведя по потустороннему миру, Дева предлагает герою собирать из хвойных венков радугу, приносящую свет и радость в реальный мир. Проснувшись, герой пытается открыть всем глаза на правду, но его приговаривают к казни. Думая, что можно разбить голову о низкое небо, правитель лишь освобождает отступника от гипнотических чар острова.

Любопытно, что сюжет в постановке излагается не прямо повествовательно. Часто зрителям приходится сопоставлять рассказ героя и песню, восполняя как бы купированные логические связи. И в этом хорошо помогает песочное шоу. Мастерство Евы Айбазовой на протяжении всего действа рождает прямые иллюстрации или ассоциации, в которых угадывается подлинная драматизация и действенность сюжета. Непредсказуемые переходы между изображениями, их метаморфозы от прямого смысла к символичности создают практически анимационный фильм к музыкальному ряду, исполняемому Александром Кушниром, Ириной Ивановой и Максимом Анухиным.

Вместе действо иногда напоминает рок-оперы 70-х годов. Благодаря фолк-роковым мотивам, бодро звучат пророчески-социальные акценты истории, выразительные, но при этом и простые костюмы, приблизительность сценического рисунка дают это ощущение эстрадного спектакля, в чем-то наивного, но убедительного в своей искренней открытости и проникновенности.

Как бродячие артисты, кочуя с площадки на площадку, артисты исполняют свое «Сказание о Деве Севера», которое основано на мелодике и образности древнего фольклора (кстати, христианские мотивы в постановке не отрицаются, а даже подчеркиваются). Подобно извечным сказителям, они за красотой и мудростью былых веков укрывают всегда актуальные поиски духовности и предназначения человека. И, если сердце открыто этим образам, сдернуть покров не так уж и сложно.

Фото: Сергей Гриднев

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: