ГлавнаяСтатьиДневник фестиваля искусств "Русская музыка" 2014. День пятый
Опубликовано 21.03.2014 в 13:30, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Татьяна Дамрина)
Показов: 419

Дневник фестиваля искусств "Русская музыка" 2014. День пятый

Фестиваль искусств «Русская музыка» в рамках Года культуры России приближается к кульминации. Праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря представил зрителям уникальную программу, в которой органично сплелись духовные песнопения и народные духовные стихи, традиционная русская песня и старинные романсы. Коллектив, имеющий статус хора синодальной резиденции святейшего Патриарха Московского и всея Руси, послушала Татьяна Дамрина.

Так уж получилось, что последние месяцы стали богатыми на гастроли различных монастырских хоров. Великий Новгород посетили Праздничный хор Валаамского монастыря, хор Сретенского монастыря, в этой череде выступлений хор Данилова монастыря стал третьим. Казалось бы, довольно рискованный шаг: публика (а концерты подобной тематики всё-таки посещает определённый круг верующих людей) уже несколько пресыщена ими. Но оказалось, что настоящая духовность не «приедается». Новгородский слушатель вновь и вновь приходит в Филармонию, наверное, потому, что у каждого из нас есть душа, и то светлое и высокое, что остаётся в ней после такого концерта, ей необходимо. Нам необходимо.

За 25-летнюю историю возрождения репертуар хора пополнился более чем 800 произведениями. Юбилейную программу, получившую название «От сердца к сердцу», составляли в прямом смысле всем миром: перед началом тура коллектив дал несколько концертов в Москве, среди публики распространили анкету с просьбой написать, что бы они хотели слышать в юбилейном сезоне. Заявки были в том числе и самые необычные, например, на тюремную песню. Так, общими усилиями, появилась программа из 25 композиций, в которые в том числе были включены и особые великопостные песнопения. Опять же, по заявкам слушателей, затем их заменят песнопения пасхальные.

На сцене 12 человек в светлых подрясниках – за кулисами мне удалось рассмотреть, что материал, из которого они сделаны, груб и прост. К пению не добавляются инструментальные партии, только несколько раз где-то в отдалении ударит «записанный» колокол. Первый же распев XVI века «Прииде поклонимся» очень строг, и в то же время торжественен, как и сама христианская вера.

- Мы не стараемся умудрять публику сложными обработками, чтобы показать технику хора, – рассказывает о том, как строилась программа регент Георгий Сафонов. – Мы исходим из того, что завещали нам наши предки – Николай Михайлович Данилин, Александр Васильевич Свешников и многие другие знаменитые хормейстеры и регенты. Они говорили: чем проще обработка и исполнение, тем доступнее это произведение будет для слушателей. Мы стремимся к тому, чтобы публика пела вместе с нами. И когда она поёт до самого конца, не останавливаясь перед преградой сложных гармоний, её захватывает эта соборность, а она всегда присутствовала в нашем народе. Это как русское застолье, где поют всем миром, единение, где раскрывается душа.

Любой хоровой коллектив сталкивается с проблемой, как уравновесить в рамках одного концерта музыкальные шедевры, часто сложные для восприятия рядовым слушателем, с популярными запросами. Георгий Леонидович видит компромисс в слиянии двух этих границ: вместе с церковными песнопениями XVI, XVII и XVII веков познакомить зрителя с духовными стихами – сочинениями русского народа на духовную тематику. Более приближенные по текстам к устной речи – «Русь называют святою», «Как ходил же грешный человече», они в то же время не теряют в глубине и искренности. Народные песни отбираются таким образом, чтобы органично вписаться в общее спокойное, вдумчивое настроение концерта, и в тоже время быть близкими зрителю.

- Мы работаем на зрительскую память, сочетаем церковное и народное, – поясняет Георгий Леонидович.– Второе отделение, несмотря на народную песню, делаем более лирическим, чтобы настраивать душу человека слушающего на спокойное течение жизни. В пост звучание хора более внутреннее, в отличие от Пасхи, когда душа рвётся наружу, а здесь она должна быть как бы немного закрыта. Мы хотим показать, какая в народной песне есть духовность, а не только разгул страстей, веселье, любовь.

И вот небольшой на первый взгляд коллектив расстилает перед зрителем огромные полотна картин из жизни древней Руси: «Славное море – священный Байкал», «Ой да ты, калинушка», «Вечерний звон», «Подмосковные вечера». Чистые гармонии, непрерывные за счёт так называемого «цепного» дыхания волны звука буквально окутывают зал. В такие моменты можно говорить не только о зрительской, но и о народной памяти, возвращающей нас к нашим историческим истокам.

И не лишним будет заметить, что работа над композицией - это работа и над самим собой. Постоянная фиксация внимания, вникание в смысл, историческую канву произведения требует немалых душевных усилий. Сделать из нотного материала песню может только по-настоящему сплочённый коллектив, чего у хора Данилова монастыря не занимать: 10 лет он участвует в богослужениях и концертах в постоянном составе.

- Мы долго находим своих певцов, и все они проходят определённые испытания, я имею ввиду человеческие, испытания коллективом. Нужно уметь притираться, иначе коллектив вытесняет. У нас нет понятий «вы уволены», «вы приняты». Человек либо остаётся, либо нет. И вот уже 10 лет наш коллектив стабилен.

Прощаясь, от имени хора Георгий Сафонов не только поблагодарил публику за тёплый приём, но и пообещал ещё не раз посетить наш город с другими концертными программами. И пусть завершившая выступление «Многая лета» станет пожеланием не только для нас, но и для этого уникального хора.

Фото автора

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: