ГлавнаяСтатьиВикинги. Новгородский след
Опубликовано 21.03.2014 в 08:45, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Дмитрий Иванов)
Показов: 1041

Викинги. Новгородский след

Так уж вышло, что Всемирный день поэзии совпал с праздником Весеннего равноденствия. Согласно скандинавской легенде именно Один научил людей искусству стихосложения. Поэзию скальды именовали мёдом Одина, а «пить мёд Одина» означало - читать стихи. Кроме того, викинги (впрочем, как и славяне) очень почитали и Весенний солнцеворот.

Из варяг в Новгород

История нашей земли тесно связана с викингами. И неудивительно. Ведь первое упоминание в летописи нашего города и знаменитое призвание варягов приходились на самый расцвет Эпохи викингов. Начиналась она в 793 году, завершая Эпоху Вендельских курганов, и продолжалась вплоть до 1066 года, когда войска Харальда Сурового, зятя Ярослава Мудрого, вторглись в Англию, но потерпели поражение от Гарольда II. Легенда говорит, что именно дочь новгородского князя Ярослава, Елизавета, ставшая женой славного конунга, увезла тело погибшего мужа с поля брани в Норвегию, согласно древней традиции. Само название на древнескандинавском – «væringjar» (верные) – стало предтечей славянского слова «варяги».

Отношение к викингам в наши дни неоднозначное. Порой их считают необразованными морскими разбойниками, промышлявшими лишь грабежами и насилием. Но это совсем не так. Отважные мореплаватели – они должны были уметь водить корабли по звёздам, знать географию и иностранные языки. К тому же, постройка самого корабля, быстроходного драккара, выдерживающего восьмибалльный шторм, была не таким простым делом. Рифлёные паруса, галс, киль из единого бревна длиной 17 метров, разница в ширине поясов – все эти технологии, передовые по тем временам, делали судно маневренным и быстроходным. И, несмотря на внешнюю сложность, управлять драккаром мог всего один человек.

Искусство викингов – это и песни скальдов, прославляющие походы конунгов и деяния богов. Это и изящный стиль борре – зооморфные орнаменты сложнейшего плетения. Вещи, созданные жителями Скандинавии, поражают высоким мастерством, художественным вкусом и тонкостью отделки.

Археологические раскопки, проводящиеся на территории нашей области, принесли в коллекцию Новгородского музея заповедника большое количество предметов той романтичной и нелёгкой эпохи.

Наши в Лондоне

Материальные находки свидетельствуют, что в эпоху викингов Новгород имел торговые отношения с самыми процветающими районами Скандинавии. Например, с островом Готланд, который в то время был крупнейшим торговым центром, и со всем Балтийским регионом. Анналы Сен-Бертена показывают, что шведы пересекали Русь уже в 839 году, а нумизматические свидетельства наводят на мысль о том, что первые шаги скандинавов по территории, ставшей Русью, относятся уже к самому началу IX века.

Некоторые клады, найденные на русской земле огромны. Самый большой из них был обнаружен вблизи Великих Лук, на реке Ловать. Вес его приближался к 100 кг. Но, к несчастью, он был полностью утрачен, за исключением нескольких монет. Двигаясь вверх по течению рек, скандинавы могли проникать очень далеко, до самого Новгорода и дальше, притом им не приходилось перегружать свои товары с корабля на корабль, а лучшей защитой от пиратов, вероятно, служила скорость их драккаров.

В XI веке, как и на более раннем этапе эпохи викингов, основным товаром при торговле с отдалёнными регионами были предметы роскоши и украшения.

Видимо, поэтому именно Новгородский музей-заповедник представляет 73 предмета на выставке «Викинги: жизнь и легенда», организованной в настоящее время в лондонском Британском музее. Это предметы из клада ювелирных украшений X - первой половины XI веков, найденного в деревне Любоежи близ Ильменя. Всего в обнаруженном при вспашке поля кладе было 112 серебряных предмета. Древние мастера уже тогда применяли скань, зернь, литьё, чеканку, золочение.

Выставка «Викинги: жизнь и легенда» демонстрирует эту удивительную эпоху не только как отдельное явление, но и как одну из наиболее влиятельных в Европе.

На выставке представлены не только произведения искусства и боевые доспехи, но и настоящий корабль, обнаруженный в Дании в 1996 году.

Серебряные львы

Многие скандинавские украшения, найденные в кладах IX века, выполнены в стиле борре, наиболее распространённом с 840-х по 980-е годы. Наиболее популярная тема изделий такого стиля – это зооморфный орнамент с хитросплетением декоративного бордюра. Наиболее частый персонаж – северный вариант льва Каролингов, королевской династии государства франков, правивших с 751 по 987 годы.

Иногда в борре использовались и фантастические животные, но лапы и туловище, в отличие от головы, изображались схематично в виде ленты, переходящей в замысловатую плетёнку. Объемный, пластичный, богатый ясными и интересными деталями стиль борре был всеобщим, без каких-либо социальных ориентаций. Так украшали вещи, которые носили или могли носить все – от простого рыбака, до ярлов и конунгов. В этом стиле выполнены украшения застёжек, фибул, накладок для ножен и рукоятки мечей. Он стал предтечей другого орнаментального стиля – уренс, который использует те же «звериные» темы, но уже в более тонком исполнении.

Скандинавские клады, найденные в новгородской земле, содержат множество изделий, выполненных в стиле борре. В основном, это изделия из серебра, которое для викингов было предметом страсти пуще золота. И хотя в то время на территории Скандинавии добыча этого металла отсутствовала, но в IX – Х веках его приток происходил с исламских территорий к югу и востоку от Кавказа и Каспийского моря. Для многих скандинавов его приобретение было самоцелью. Вот потому восточное серебро старанием норманнских мастеров превращалось в прекрасные предметы, составляющие ныне бесценные коллекции и являющиеся украшением любого музея.

Равнина лося фьорда

Исландские саги XII – XIII веков полные живописных деталей привлекают к себе пристальное внимание и нынешних читателей. Они повествуют об исторических персонажах, и обрамлением для сюжета служат реальные события. А как же иначе? Ведь авторы многих саг того времени цитировали поэтические произведения эпохи викингов. Поэзия скальдов – висы создавалась в Скандинавии, начиная со второй половины IX века, а чуть позднее она появлилась и в Исландии. Эти стихи были записаны в соответствии с жесткими правилами той эпохи, и если сохранялись, то сохранялись практически неизменными. Одной из особенностей такой поэзии являлось использование метафор. Например «лебедь морского бога» - это корабль, «песня древесных стволов» - ветер. Порою, увлечённые метафорами, поэты составляли такие смысловые витиеватости, перевод и интерпретация которых в наши дни представляет немалые трудности.

Например, море – это «равнина для корабля», корабль – «лось фьорда», а при объединении получалась «равнина лося фьорда». Необычно для современного читателя. Однако в буквальном переводе невозможно отразить красоту, создаваемую ритмом и тональным звучанием стиха.

Историчность большинства произведений скальдов невелика. Но в них отражён реальный быт викингов, что является величайшей ценностью для исследователей той эпохи. Искусство сочинения вис продолжало жить до XIV века. И даже сам Снорри Стурлусон, автор «Круга Земного», написал книгу для начинающего поэта.

Висы скальдов не являются единственным скандинавским памятником письменности, эпохи викингов. Существует немалое количество рунических надписей. Встречаются отдельные камни, полностью покрытые резными барельефными изображениями. Рунический алфавит издревле был известен в Скандинавии. В IX веке в нём было шестнадцать знаков. Порой рунический текст удивительным образом вплетается в замысловатую вязь борре, создавая удивительный орнамент, ставший в наши дни, визитной карточкой той далёкой романтической эпохи. И нас, нынешних, всегда будут поражать произведения древних мастеров, ставшие истинными сокровищами мировой культуры.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: