ГлавнаяСтатьиАфиша — искусство, как двигатель прогресса
История афиши — история цивилизации
Опубликовано 20.04.2017 в 18:52, статья, раздел Арт

Афиша — искусство, как двигатель прогресса

Слово Афиша происходит от французского «affiche» — объявление, прибитое к стене. Афиша сообщает читателю о предстоящем мероприятии, и чаще всего платном. А потому, по сути своей афиша – это вид рекламы. Некоторые авторы относят появление первых рекламных надписей на скалах к 2278 году до н.э.

Стоит ли говорить, что во времена античности афиши были уже широко распространены там, где имело место платное публичное действо – будь то спектакль, бой быков или гладиаторские бои.

bosra_3.jpg

В Древнем Египте подобные сообщения писались на листах папируса ещё в 164 г. до н. э. Это было сообщение о награде за пару беглых рабов. В Римской Империи для этой цели отводились целые стены, выбеленные так, что любая надпись на них очень хорошо читалась. Называлась такая стена «альбум». Знакомое слово?

Много с тех пор утекло песка в песочных часах, и с каждой песчинкой совершенствовалась техника исполнения рекламных надписей. Но пока тексты писались, а то и выбивались руками, общее количество афиш было минимальным, и требования к ним были весьма скромны – правдиво отражать информацию о событии, и по возможности делать это кратко, ведь ручная работа и трудна и требует много времени. Другое дело печатный стан. В Западной Европе он появился в середине XV в. с лёгкой руки Иоганна Гуттенберга. С тех пор началось развитие афишного промысла уже как вида искусства. А что… Ведь достаточно было постараться, и сделать всего одну матрицу. А уж потом, используя её, распечатать афишу, каким угодно тиражом.

Появление первых афиш было посвящено продаже и изданию книг. Содержали они, по старой привычке, только текст. Датируются эти произведения 1469 годом. Автором их является Иоганн Метелин, немец, сочетавший профессии книгопечатника и книготорговца. Именно он напечатал первую библию на немецком языке.

Другие источники отдают пальму первенства книготорговцу Батдольду, который в 1482 году понял, что наличие картинки на рекламном плакате лучше привлекает внимание и остаётся в памяти, чем простой текст. Так или иначе, но с середины XV века начинается история афиши, как вида искусства.

С XVI  века рекламный плакат становится более массовым, он рекламирует всё более и более широкий спектр товаров, мероприятий и услуг. А значит, всё больше нуждается в зрелищности.

Особое внимание в этом вопросе следует уделить театральной афише. Кино тогда ещё не существовало, а театр был любим и известен со времён античности. А потому, как никто иной, театр нуждался в рекламе. И именно он, театр, внёс огромный вклад в развитее этого вида рекламы. Началось с объявлений о ярмарочных представлениях, а потом дошло до того, что в Англии, для привлечения внимания к рекламе, итальянский издатель Франческо Бартолочи стал использовать изображения известных актёров.

1384727187-be003.jpg

Театральные афиши Франции XVIII века уже изобилуют разными цветами, причём у каждого театра свой фирменный цвет.

По мнению французских мастеров – самая эмоциональная комбинация цветов на афише такова:

Красный на светло-голубом
Красный на сером
Красный на желто-зеленом

Именно тогда появились и попытки упорядочить сам процесс расклейки афиш. Расклейщик обязательно должен был уметь читать и писать, и должен был быть представлен гильдии книгопечатников и полицейским. Тем не менее, незаконных афиш в Париже расклеивалось не мало.

В XIX веке широкой поступью шагает научно-технический прогресс, а вместе с ним улучшается и качество афиш. Многие художники того времени обращают свой взгляд, а затем и талант к этой, плодотворной во всех отношениях, ниве.

toulouse7.jpg

Например граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа, известный более под укроченным именем Анри Тулуз-Лотрек, общепризнанный мастер театральной афиши. Его моделями были известные танцовщицы «Мулен Руж» Луиза Вебер и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.

Другим известным мастером театральной афиши стал Теофиль-Александр Стейнлен. Приехав в Париж в 1878 году, он быстро знакомится с местной богемой, в которую, кстати, в те годы входил и А. Тулуз-Лотрек, и тут же начинает создавать плакаты, рекламирующие кабаре «Чёрный кот», излюбленное место встреч творческой молодёжи Монмартра.

Таким образом, выделяется целая плеяда художников, работающих в мире театра. В России одним из самых известных театральных художников стал Борис Кустодиев. Разрабатывал он и декорации для спектаклей, отличающиеся яркостью, сочностью красок, подчас перенося на сцену своё видение постановки, и театральные афиши. Даже после Октябрьской революции его талант оказался востребованным молодой советской властью.

Русская театральная афиша начала ХХ века

Так же на рубеже веков театральной афишей в России занимались такие художники, как К.Сомов, Л.Бакст, С.Самокиш, С.Судейкин, М.Дабужинский, Ф.Шехтель, А.Головин, Бродский, К.Коровин, Н.Альтман, И.Билибин. Картины этих мастеров украшают многие музеи мира, тем не менее, они не чурались работать над театральными афишами.

В первой четверти ХХ века афиши для московских театров делали А. Родченко, К. Петров-Водкин, Н. Шлепянов и другие. Мода того времени предусматривала широкое использование динамических шрифтов, способных передать необходимое настроение и темперамент, без дополнительных изображений. А что делать, коли время такое? Возможно по этому, некоторые театральные афиши для русского театра создавали Пабло Пикассо и Сальвадор Дали.

Познакомиться с новгородскими афишами можно в нашем разделе "http://okultureno.ru/afisha/Афиша"

Афиша Петрова-Водкина

Ну, а сегодня, не смотря на развитие информационных технологий, разве потерялась актуальность афиши? Технические приспособления для их изготовления стали лучше, но сами афиши, принципиально не изменились со времён древности. Но, как и много веков назад, их главная задача – привлечь наше внимание, и передать информацию о некоем событии, с максимальной точностью, с использованием всех, имеющихся в арсенале их создателей, средств. 

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: