ГлавнаяСтатьиОльга Чалабова: "Театральное пространство дает свободу в общении, подчеркивает оригинальность"
Опубликовано 20.03.2014 в 10:28, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)

Ольга Чалабова: "Театральное пространство дает свободу в общении, подчеркивает оригинальность"

Уже больше месяца в Великом Новгороде идет прием заявок на предварительный отбор в Московскую театральную школу О. Табакова. К нам приедут желающие показаться театральным мэтрам из многих крупных городов России. Эта возможность практически единственная, потому что строжайшее условие для участия – быть 9-классником! Как новгородцам подготовиться к этому событию? Об этом ОК-журналу в праздник Международного дня театра для детей и молодежи рассказала Ольга Чалабова, генеральный продюсер центра «Время Ч», куратора проекта в Великом Новгороде.

Как получилось, что наш город принимает этот проект?

По словам организаторов, они никогда бы не рассматривали Великий Новгород, если бы не моя инициатива. Я люблю театр и активно участвую в театральной жизни всю свою сознательную жизнь, а потому на своей личности ощущаю его положительное влияние на человека. Ощущаю свободу, интеллектуальное развитие, которое дает театр. Эти качества проявляются не только в театральной деятельности, но и вообще в жизни. Начиная заниматься с 9 класса в театре «Эксперимент», проходя путь взросления и становления личности, я понимала, насколько это развивало меня как человека. Процесс театрализации, процесс погружения в театр как искусство, в его законы, в его особенности, в театральное мировое пространство влияет на всю мою работу – в прошлом педагога, сейчас бизнес-тренера и продюсера. Мне это дает свободу в общении, подчеркивает оригинальность, возможность быть открытым, не бояться проявления эмоциональности. И, конечно же, позволяет быть интересной другим людям, я надеюсь. Зная, что происходит в театральном мире, зная о школе Табакова с самого ее открытия, тогда уже удивилась уникальности такой возможности. Потому что подобных проектов нет не только в России, но и в мире. И у меня возникло желание, чтобы отбор тоже прошел у нас. И таким образом привлечь внимание новгородцев к театральному процессу. Посмотреть, какая реакция будет у наших людей, нашей молодежи. И этим событием придать театральному искусству в городе значимость. Если вдруг выберут Новгород, думала я, это будет одно из самых важных событий театрального направления в нашем городе. Я даже Олегу Павловичу Табакову в письме написала, что, так как у нас не развита театральная среда, то необходимо создать такой повод для привлечения внимания к театральному искусству.

И как организаторы на это отреагировали?

Через месяц после письма мне позвонили и задали несколько вопросов – почему мне это интересно, какое в городе население, какие у меня есть ресурсы. «Поверьте, нам пишут многие, – сказали мне тогда, - но Вас мы услышали и готовы с Вами работать». Прошла еще неделя, и город утвердили, началась работа. Я счастлива, несмотря на то, что народ еще «раскачивается», не совпадают мои ожидания с тем, чего бы мне хотелось. Когда я смотрела сюжеты о наборах в других городах – например, Казани, Краснодаре – там показывали, как активно готовятся к отбору. У нас я пока этого не замечаю. Но все равно считаю, что внимание привлечь удалось.

Кто откликнулся на сегодня?

На данный момент новгородцы в меньшинстве. Очень активны Санкт-Петербург, Архангельская область, Челябинск, Тольятти. Люди сами берут информацию с сайта школы и используют каждый шанс в каждом городе. Если новгородцы думают, что это событие только для них, то они ошибаются. Они могут долго «раскачиваться», и попасть уже только на второй день отбора, что, возможно, снизит их шансы. Оказывается, многие новгородцы о школе не слышали. Даже люди, которые занимаются театром, что удивительно в наш век информации. А ведь в этом году у школы первый выпуск, спектакли студентов идут с аншлагами. Почему едут к нам из других городов? Здесь будет легче. Желающих будет меньше, чем в крупном городе. В Москве такой набор пройдет в июне и можно себе представить количество абитуриентов. А те, кто покажется в Великом Новгороде и будет оценен комиссией, гарантировано примут участие во втором туре.

Есть ли ограничения по количеству тех, кого выберут для следующего этапа?

Ограничений по количеству заявок нет. Нет квот и на выбор – сколько увидят талантливых ребят, столько и возьмут в Москву. Все поедут на отбор (полностью за счет Школы!), который проведет Олег Павлович Табаков. В Новгороде в комиссию войдет Анна Юрьевна Гуляренко, его ученица, одна из лучших по мнению мэтра. Она заведует учебным сектором по специальности с самого основания колледжа. То есть, по актерской специальности она там самый главный человек.

Какие советы Вы можете дать абитуриентам?

Я сама пробовала поступать в разные театральные учебные заведения, в том числе и в Москве. Мое желание одобрила мама. Родители должны помочь своему ребенку, показать направление, поддержать его. Но чтобы быть успешным, сам ребенок должен этого хотеть. Многие из известных актеров ведь по восемь раз пробовали поступать. Мэтры с первого раза не могли рассмотреть, а человек упорно своего добивался. Разные способы есть прийти к своей цели. И поэтому активность родителей должна быть мирной, не нужно заставлять своего ребенка тратить силы, эмоции, если он вам кажется талантливым, но ленивым. А если ребенок хочет проходить отбор, то материал для выступления нужно выбирать очень понятный, близкий по возрасту. Трудно монолог Анны Карениной читать четырнадцатилетней девочке. Когда человек говорит о непонятном самому себе, то никто тоже ничего не поймет. Даже когда зрелая артистка играет ситуацию, которую она не проживала, это сложно. Для этого есть разные актерские техники и школы, но это уже следующий этап. А сейчас важна естественность. Пусть произведение будет небольшое, неутомляющее.

Какие произведения Вы посоветуете для показа?

Это может быть круг чтения по литературе в 9 классе. Если говорить о конкретных именах, то, на мой взгляд, лирика Пушкина намного понятнее и проще в исполнении, чем Лермонтова. Для прозы не стоит брать Гоголя – он сложный. Я рекомендую посмотреть и прозу у Пушкина, например «Повести Белкина». Из Островского часто берут «Грозу», но это тоже непонятно. Как может понять четырнадцатилетняя девушка, что значит быть замужем за нелюбимым, с такой суровой свекровью и дойти до самоубийства? В таком возрасте это ни к чему. Нужно брать светлое. Пусть даже это будут произведения второго эшелона, но близкими органике и пониманию. Второй совет - лучше взять несколько вариантов. Например, если это стихотворение, то выучить лирическое, романтическое и сатиру, юмор. У Маяковского можно поискать произведение для второго варианта. А если сложно выучить и то, и другое, то пусть стихотворение будет лиричным, а прозу взять, например, из Ильфа и Петрова. Это нужно, чтобы показать себя с разных сторон, чтобы комиссия увидела разноплановость человека. Ведь люди часто себя не правильно воспринимают. Думают, что героиня, а на самом деле – характерный персонаж. Из басен лучше взять что-нибудь оригинальное. Ведь есть не только Крылов, но и Михалков. Это разные эпохи, разные ритмы. Почему бы комиссии не показать и это? Все стереотипно берут «Ворону и лисицу», «Волка и ягненка» Крылова, а попробовать представить басню Михалкова было бы оригинально.

Насколько можно оригинальничать?

Сильно оригинальничать точно не надо. Но и брать банальные вещи тоже не стоит. Представьте себе комиссию – это люди, через которых прошли десятки тысяч людей. Профессиональное сообщество прекрасно понимает, как надо или не надо читать монологи тех же Грибоедова или Островского, поэтому привнести новое, чтобы удивить комиссию, очень сложно. А если та и другая сторона ставит задачу найти что-нибудь интересное друг в друге, то, конечно, человек с новым материалом для комиссии покажется оригинальным.

Как лучше настроиться на исполнение?

Если говорить уже об исполнении, то самое важное - ориентироваться в пространстве. Одну и ту же поэму можно прочитать с расчетом на огромный зал и на маленькое помещение. Второй момент – не надо ничего показывать. В баснях, например, часто хочется показать «ролевые игры». Это сразу у детей не получается и выглядит не по-хорошему смешно. По этой же причине в прозе нельзя брать отрывок с диалогами. В любом произведении - лирика, проза, басня – очень актуально настраивать себя на роль рассказчика. И с разных позиций себя подавать. В лирическом произведении нужно проявить свои чувства, настроения. В басне нужно уметь перестраиваться, но не играть. Не надо пытаться делать перевоплощения, особенно в животных. Можно менять интонацию, темп, но не никого не изображать. И тогда для прозаического отрывка естественно просится фрагмент с описанием героя, города. Важно, как человек в своем воображении умеет преломить авторское видение описательного момента и преподнести его. Для этого не нужны ролевые вещи.

Как выстроить свое выступление?

Кто-то умеет читать прозу лучше, чем поэзию. Можно рекомендовать с этого начать (каких-то правил для выбора первого фрагмента у комиссии нет). Начать с того, чем ты хочешь поделиться. Лучше читать всем присутствующим, реальным зрителям. Но, читая им, можно уходить в размышления, менять зрительные точки. При этом сохранять такой посыл, будто с ними делишься очень важным и ждешь, что они ответят, вступать в диалог. И как в любом публичном выступлении, чтобы оно было естественным, человек должен быть сосредоточен не на себе. Бывают такие моменты, когда могут прервать на буквально двух первых предложениях. И это не значит, что ты плохо читаешь. Просто уже сразу видно, на что ты способен. В таких случаях советую стараться не теряться за формальным отношением комиссии. Подводя итог выбора материала, чтобы грамотно это сделать со всех позиций, нужно посмотреть на себя как на личность и подумать, какие произведения могут ее разнопланово продемонстрировать.

Как определить разноплановость?

Каждый знает о себе какие-то определенные вещи. Но если говорить с точки зрения продюсера, то есть ряд технологий, которые могут помочь это выявить. Во-первых, собрать разнообразный материал, во-вторых, проконсультироваться. Можно смело показать свою программу в продюсерском центре «Время Ч». Никаких отрицательных указаний сделано не будет. Только то, что человека может продвинуть вперед. Первая консультация бесплатная.

***

Отбор пройдет 29 марта на базе Дворца детского и юношеского творчества им. Лени Голикова. Всю необходимую информацию можно получить по телефонам 555-341 и+79217075082. Не забудьте, что нужно заполнить анкету с фотографией, поэтому времени осталось совсем чуть-чуть. ОК-журнал будет следить за развитием событий.

Фото: архив О.В. Чалабовой

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: