ГлавнаяСтатьиУчимся говорить, играя: Как научить ребёнка грамотно выражать свои мысли
Опубликовано 16.04.2017 в 15:01, статья, раздел Дети
автор: ОК-журнал
Показов: 278

Учимся говорить, играя: Как научить ребёнка грамотно выражать свои мысли

Развитие вербального мышления дошкольника.

Как играть с малышом, что бы к первому классу он умел мыслить и понятно свои мысли излагать, отвечать на вопросы и задавать их, находить главное в тексте, пересказывать его и обобщать?

speaker-1804149_960_720.jpg

Дело в том, что для того чтобы хорошо учиться первокласснику нужно

- уже иметь приличный словарный запас, который включает знание: обобщающих понятий, антонимов и синонимов, родственных слов, относительных, притяжательных и сложных прилагательных,  глаголов;

- согласовывать слова в роде, числе и падеже;

- пользоваться предлогами и союзными словами при составлении предложений.

Только благодаря вышеперечисленным навыкам у ребенка будет речь, которая называется связной. Именно благодаря ее наличию ребенок без проблем может выражать свои мысли, описывать предмет, составлять рассказ по картине или на заданную тему, пересказывать текст. Если первоклассник, по каким либо причинам не умеет связно излагать мысли, у него не будет необходимого фундамента для успешного обучения в школе, что очень осложнит ему жизнь, ведь школа, в отличие от детского сада, делает упор на оперирование словом, а не предметами или картинками.

Предлагаю Вашему вниманию подборку игр, используя которые, Вы будете создавать условия для развития вербального мышления. Призываю относиться к ним именно как к играм: проводить время с ними весело; играть, только если у ребенка есть желание; гибко менять правила исходя из нынешних возможностей ребенка, ПОСТЕПЕННО усложняя. Играм можно выделить специальное время, а можно с помощью них коротать минуты в дороге или в очереди. Хороши они и тем, что играть в них можно пока родитель отдыхает на диване, либо одновременно с другим взрослым занятием (помешиванием каши или глажкой белья, например).

1. Игра «Что это?» - называете предмет, а ребёнок должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, стакан – посуда, огурец – овощ, яблоко - фрукт, юбка - одежда  и т.д. Затем ребенок называет взрослому предмет.

teaching-928637_960_720.jpg

Можно усложнить игру предлагая исключать лишнее. Например: брюки, юбка, кукла, футболка; яблоко, картошка, капуста, огурец. В последнем примере ребенок, например, может выбрать огурец, потому что он один не круглый, либо картошку, потому что она не зеленая. Не называйте ответ не верным, посмейтесь вместе с ним его находчивости, но при этом назовите признак, который Вы имели в виду, загадывая слова.

2. Игра «Что делает» - называете животное (профессию, вид транспорта, имя человека). Ребёнок называет какое-либо действие этого животного (как голос подает, как передвигается), так же по профессиям и т.д. Например, свинья – хрюкает, кот – мяучит, баран - блеет; художник – рисует, писатель – пишет, повар – готовит; самолёт – летит, корабль – плывёт, машина – едет и т.д. Затем ребенок дает задание.

3. Игра «Холодно – жарко». Ребёнок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: высоко – низко, быстро – медленно, тихо – громко, влажно – сухо, горько – сладко и т.д.

4. Игра «Исправь ошибку» - попросите ребёнка внимательно послушать и исправить ошибку: Букварь потерял Ирину. Фонарик светит Борей. У грибов в ведре много ребят. На ребятах ныряет река. На репке растет грядка. А затем ребенок предлагает исправить его предложение.

5. Игра «Сравни» - сравни кошку и собаку, сравни старого человека и молодого и т.д. Сравнивайте по очереди, на своем примере показывая образец. Сначала выделяйте существенные признаки, затем второстепенные. Для начала ищите только "Чем похожи", затем только "Чем отличаются" и потом уже, когда ребенок научиться находить существенные признаки, сравнивать можно указывая и сходства и различия.

kids-1093758_960_720.jpg

6. Игра "Отгадай о ком речь" – загадываете любое одушевленное существо, а ребенок должен задавая вопросы, на которые можно отвечать только да или нет, отгадать его. Затем загадывает ребенок.

7. Игра "Перевертыш" – перевернуть все слова в песне наоборот (антонимы), а ребенок должен угадать ее. Затем переворачивает ребенок.

8. Игра "Загадки" – самим по очереди сочинять загадки.

9. Игра "Крокодил словами" – описать загаданное слово, не используя однокоренных слов и жестов, только с помощью слов так, что бы его отгадали. Можно вытаскивать по очереди карточки с картинками от любого лото и описывать случайно доставшуюся картинку с предметами, действиями, признаками либо сказочными героями.

10. Игра "Сочини сказку" – можно придумывать сказку построчно. Каждый игрок сочинят предложение, а последующий – продолжение, и пока не надоест. Можно сочинять сказки по очереди. Можно даже просто пересказывать сказки, мультфильмы, события из жизни.

Проводить время с ребенком и весело и с пользой – это настоящее родительское мастерство. А я бы назвала это счастьем. Счастьем родительства!

baby-2128809_960_720.jpg

Калина Виктория Владимировна

Психолог детского развивающего центра Позитив

ЧИТАЙТЕ ВСЕ СТАТЬИ РУБРИКИ "ДЕТСКИЙ ЧАС".


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: