ГлавнаяСтатьиГайдн пришёл, Гайдн писал, Гайдн жил. Часть 2
Опубликовано 13.04.2017 в 15:20, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 405

Гайдн пришёл, Гайдн писал, Гайдн жил. Часть 2

Начало рассказа читайте здесь

Гайдн остался без работы, но вскоре получил письмо от князя Пала Антала (Павла Антона — как его часто именуют) Эстергази, в котором ему предлагали должность второго капельмейстера (вице-директора оркестра) при дворе князя. Композитор приехал в княжеское имение Айзенштадт недалеко от Вены и 1 мая 1761 года подписал контракт.

Фото справа  — Князь П. А. Эстергази

С этого дня он оставался на службе в семье Эстергази в течение почти всей жизни. В контракте говорилось о том, что Гайдн должен замещать пожилого капельмейстера Грегора Джозефа Вернера на репетициях и, по необходимости, на концертах и оперных представлениях, обязан был сочинять произведения по заказу князя и к определённому сроку, который иногда ограничивался несколькими днями, никому их не показывать, не делать копий и ничего не писать для кого бы то ни было без разрешения князя. При этом, Гайдн жил на полном обеспечении, получал хорошее жалование и имел в своём распоряжении оркестр, который стал для него творческой лабораторией. Он писал: «Я мог в качестве руководителя оркестра пробовать, наблюдать что производит впечатление, а что его ослабляет, следовательно, улучшать, прибавлять, отсекать, рисковать. Таким образом я должен был стать оригинальным».

Замок Эстергази в Айзенштадте 

Семейство венгерских магнатов Эстергази, чьим предком, по семейному преданию, был вождь гуннов Аттила, было одним из знатных, влиятельных и богатейших в Австро-Венгрии, В их владении были многочисленные земли и прекрасные замки, в одном из которых в Айзенштадте и поселился Гайдн. В замке было 200 комнат, многие из которых были предназначены для домашнего музицирования,

 и 6 концертных залов, один из которых вы видите на фото и который носит теперь имя Гайдна и считается лучшим в Европе.

Потрясённый великолепием замка, роскошью убранства, композитор, почти сразу после подписания контракта, написал три симфонии — 6-ю, 7-ю и 8-ю, основой которых стала роспись плафонов потолка дворца. Гайдн часто давал названия своим симфониям. Так, 6-я получила название «Утро» — по фреске, изображающей богиню утренней зари Аврору; 7-я была названа «Полдень» — темой росписи была «Свадьба на Олимпе»; 8-я симфония — «Вечер», т. к. на плафоне потолка была изображена богиня Луны — Селена.

♫ Симфония № 6 «Утро» — 1-я часть. Дирижёр — А. Фишер


♫ Симфония № 7 «Полдень» — 1-я часть. Дирижёр — А. Фишер


♫ Симфония № 8 «Вечер» — 1-я часть. Дирижёр — А. Фишер


В 1762 князь Пал Антал Эстергази скончался, и преемником стал его брат Миклош (Николай) Великолепный, благодаря которому род Эстергази прославился на всю Европу своим покровительством искусствам.

Миклош, обожая музыку, уделял большое внимание своим музыкантам, в особенности, Йозефу Гайдну, с которым сначала не нашёл общего языка, но потом, когда в 1766 году умер старый капельмейстер Вернер, он назначил Гайдна на эту должность и стал ему покровительствовать. Так, он решил оставить при дворе слабенькую певицу Луиджию Польцелли после того, как понял, что она стала предметом обожания Гайдна, а также нанял на службу Иоганна Гайдна, младшего брата композитора. В произведениях Гайдна иногда звучал редкий струнный смычковый инструмент — баритон (из семейства виол, другое название — viola di bardone). От обычно виолы и виолончели он отличался тем, что имел два ряда струн — жильных и металлических, и поэтому был очень капризен в настройке и труден для исполнителей. Князь Миклош был большим любителем этого инструмента и хорошо на нём играл. Для баритона Гайдн создал огромный репертуар — 175 сочинений, из которых одних только трио было 126! Правда, когда сам Гайдн начал учиться играть на баритоне, князь на это посмотрел косо — не хотел, видимо, терпеть конкурента. Ведь и в наше время музыкантов, которые умеют играть на этом реликтовом инструменте эпохи барокко, единицы на весь мир. 

В 1766 году Гайдн, имея хорошее жалование, купил в Айзенштадте дом на Klostergasse (Монастырская аллея) № 82 (сегодня Joseph Haydngasse № 21), где он и его жена прожили двенадцать с половиной лет. Земельный регистр Айзенштадта указывает на то, что дом, который был куплен Гайдном, состоял из двух квартир, по одной на каждом этаже. Верхний этаж, который и принадлежал первоначально композитору, состоял из пяти комнат. На первом этаже семья Гайдна смогла заселиться только в 1767 году после смерти предыдущего его владельца. Когда Гайдн приобрел дом в Айзенштадте он также купил расположенный вне городской стены маленький деревянный домик, а вместе с ним и садовый участок, на котором он вместе со своей супругой выращивал цветы и пряности. Согласно свидетельствам современников, Гайдн любил отдыхать в своем саду, где в садовой беседке родились некоторые из его произведений. В 1778 году композитор продал участок. В 2002 году сад был возрождён и сегодня включён в список экспозиций музея Гайдна в Айзенштадте. (фото — Дом Гайдна в Айзенштадте) Цитата из Автобиографии: «В юности мне пришлось нелегко, однако даже тогда я старался зарабатывать достаточно, чтобы ни о чём не беспокоиться. Слава Богу, это мне удалось. Теперь у меня свой удобный дом, по 3-4 блюда на обед, хорошее вино, приличная одежда».

К 1766 году относится и первое упоминание о композиторе в «Немецкой музыкальной газете». Осенью этого же года в газете «Венский дневник» была помещена статья «О венском вкусе в музыке», в которой о Гайдне было сказано следующее: «Господин Гайдн — любимец нашей нации, его мягкий характер запечатлён в каждой из его пьес. Его творчеству присущи красота, порядок, чистота, тонкая и благородная простота. В своих кассациях (жанр инструментальной музыки — Н. С.), квартетах и трио он подобен чистой и прозрачной воде, которую дыхание юга порою рябит, порою поднимает и бросает волнами. В симфониях он столь же мужественно силён, сколь изобретателен. В кантатах очаровывает, захватывает, вкрадывается, а его менуэты естественны, шутливы и привлекательны».

В том же 1766 году князь Миклош перестроил в роскошный дворец фамильный охотничий дом, построенный в 1720 году на западе Венгрии в Фёртере. Эстергаз — новую резиденцию князя, одну из самых богатых в Европе, называли «венгерским Версалем». Дворец обошёлся князю в 13 миллионов австрийских гульденов. (фото — Дворец Эстергаз) В нём было 126 комнат, включая музыкальные салоны, концертные залы, оперный театр на 500 мест и театр марионеток, для которого Гайдн сочинял так называемые кукольные оперы. Кроме них он писал оперы в разных жанрах и ставил их, а также, ставил оперы других композиторов, преимущественно итальянских. В замке Эстергаз концерты и театральные представления давались каждый вечер. Общее число оперных спектаклей за время службы Гайдна у Эстергази превышало 120.

Гайдн и все музыканты капеллы не имели права покидать Эстергаз, пока там находился сам князь, и никому из них, за исключением Гайдна и дирижера оркестра, скрипача Л. Томазини, не дозволялось привозить во дворец свои семьи. Однажды, в 1772 году князь задержался в Эстергазе дольше обычного, и музыканты попросили Гайдна написать пьесу, которая напомнила бы его высочеству, что ему давно пора возвращаться в Вену. Так появилась знаменитая симфония № 45 «Прощальная», где в финальной части оркестранты один за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки (эти партии играли Гайдн и Томазини). Князь с удивлением взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу, но намёк понял, и на следующее утро все было готово к отбытию в столицу!

Симфония № 45 «Прощальная»

iFrame

Оценив остроумие Гайдна, князь Миклош повысил Гайдну жалование до 1000 гульденов. Кроме этого, композитор получал плату продуктами из кладовых князя. Ежегодно ему поставляли 300 фунтов говядины, целую свинью, 50 фунтов соли, 30 фунтов топлёного сала, 36 фунтов свечей, 12 гарнцев пшеницы (1 гарнц равен 3,3 литра). Как-то раз мясник, снабжавший обитателей дворца мясом, попросил Гайдна написать менуэт к свадьбе дочери, а в качестве платы привёл живого быка с позолоченными рогами. Так был создан «Менуэт быка», в котором можно услышать подражание голосу животного.

«Менуэт быка»

iFrame

В 1779 году был пересмотрен контракт Гайдна о его службе у князя. Если раньше все произведения композитора были собственностью семьи Эстергази, то теперь ему было разрешено писать для других заказчиков и продавать свои работы издателям.
В 70-е—80-е годы популярность Гайдна перешагнула границы Австрии. 6 симфоний (№№ 82–87) были написаны по заказу парижского концертного общества, носившего масонское название «Олимпийская ложа». Тогда же, композитор получает заказы из Мадрида (оратория «Семь слов Спасителя на кресте») и Неаполя (концерты для редкого инструмента — колёсной лиры, на которой играл король). Его произведения издаются в Лондоне, и английские антрепренёры наперебой приглашают его на гастроли. В апреле 1781 года две симфонии Гайдна прозвучали в Нью-Йорке. В Париже исполняются 6 «Парижских» симфоний, написанных по заказу графа д`Оньи. Распространению славы способствовала и деятельность венских фирм, занимавшихся перепиской нот и продававших свою продукцию на территории всей Австро-Венгерской империи и за её пределами. Много сделали для распространения музыки Гайдна и австрийские монастыри — копии разных его произведений по сей день хранятся в ряде монастырских библиотек в Австрии и Чехии. Парижские издатели печатали гайдновские сочинения без согласия автора. Сам композитор в большинстве случаев вовсе не знал об этих пиратских изданиях и не получал от них никакой прибыли.

Имя Гайдна становится известным и в России — произведения разных жанров звучали в концертных залах и оперных театрах Петербурга и Москвы. В конце 1781 года, когда в Вене находился будущий император Павел I, Гайдн посвятил ему 6 квартетов опус 33, получивших название «русских», а его супруге Марии Фёдоровне давал уроки игры на клавесине. Позже, в 1802 году на первом концерте петербургского филармонического общества впервые прозвучала перед восхищенными русскими слушателями оратория «Сотворение мира». Тогда же была отчеканена в честь Гайдна золотая медаль с изображением античной лиры, числом 1802, означающим год основания филармонического общества, и надписью «Гайдн». На обратной стороне медали на латыни были написаны слова «Воскресший Орфей». Сохранилось письмо, написанное великим композитором, с благодарностью к русским музыкантам за оказанную ему честь. В 1808 году Гайдн был избран почётным членом Санкт-Петербургского филармонического общества. Композитор всегда интересовался народным музыкальным творчеством разных стран, среди которых была и Россия. Так, ещё в 1772 году он сочинил пьесу для «флейтовых часов» — механического музыкального инструмента, подобного миниатюрному органу с часовым устройством. В авторском переложении для фортепиано пьеса называется «Волынка». Основной её темой является русская плясовая «Камаринская», которая позже станет основой фортепианных вариаций Бетховена, а в 1848 году воплотится в оркестровом произведении М. И. Глинки.

В 1773 году Эстергаз посетила австрийская императрица Мария Терезия. К её визиту Гайдн написал праздничную симфонию № 48, получившую название по имени императрицы. После представления композитора монаршей особе, он ей напомнил, как давно, будучи певчим с соборе св. Стефана, получил от неё в качестве поощрения шиллинг. Мария Терезия ответила, что этот шиллинг принёс хорошие плоды, и подарила композитору золотую табакерку, наполненную золотыми дукатами.

Зимние месяцы Гайдн проводил в Вене, где в 1781 году познакомился и подружился с Вольфгангом Амадеем Моцартом.


Несмотря на большую, в 24 года, разницу в возрасте (на момент знакомства Моцарту было 25 лет, а Гайдну — 49лет), музыканты подружились.  Годы, озарённые дружбой с Моцартом, никогда не омрачались завистью или соперничеством. Гайдн сказал отцу Моцарта, Леопольду: «Ваш сын — величайший композитор среди всех, кого я знаю лично или по имени!» Он всю жизнь вспоминал о впечатлении, которое производила на него игра Моцарта. Моцарт же уверял, что именно от Гайдна впервые узнал, как следует писать струнные квартеты, и посвятил в 1785 году своему старшему другу, которого обожал и обычно называл «папа Гайдн», 6 квартетов, предпослав им трогательное предисловие. В одном из писем отцу Моцарт пишет: «Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн». Почти одновременно в 1785 году оба композитора вступили в масонский орден: Моцарт — в ложу «Коронованная надежда», Гайдн — в ложу, которая называлась «К истинной Гармонии». Однако, в отличие от Моцарта, масонской музыки Гайдн не писал.

Перед вами прижизненный портрет композитора работы Кристиана Людвига Сиихаса, обнаруженный в одном из американских антикварных магазинов профессором Уолтером Рейчером — генеральным секретарём частного международного фонда Йозефа Гайдна. Этот портрет был написан в 1785 году в трех версиях! Одна из версий находится в музее Шверина в Германии. Вторая, принадлежавшая Прусскому фонду культурного наследия, пропала в 1945, в конце Второй мировой войны. О третьей версии было известно, что она существует, и что этот портрет Йозеф Гайдн возил с собой во время путешествий по Европе — он служил ему своего рода паспортом. Найденный портрет был отреставрирован в Венской картинной галерее Академии изящных искусств и включён в экспозицию дома-музея Гайдна в Айзенштадте. 

После смерти в 1790 году князя Миклоша владения Эстергази унаследовал его сын Антал, который был равнодушен к музыке и распустил придворный оркестр, оставив, тем не менее, Гайдна на службе с весьма скромным годовым жалованьем в 400 форинтов. Так как капельмейстер числился на службе номинально, он переехал в Вену и купил там дом, в котором жил до конца своих дней.

 Музеем этот дом стал в 1889 году. По сей день это самым знаменитым музей Австрии и место паломничества поклонников творчества композитора. Здесь можно увидеть нотные записи Гайдна, его портреты, фортепиано композитора и некоторые личные вещи.



Продолжение следует

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: