ГлавнаяСтатьиДмитрий Горник: «Мы делаем достаточно оригинальную постановку»
Опубликовано 5.03.2014 в 08:37, статья, раздел Сцена
автор: ОК-журнал (Маргарита Харохорина)
Показов: 815

Дмитрий Горник: «Мы делаем достаточно оригинальную постановку»

Московский режиссер, заслуженный деятель искусств России Дмитрий Горник в третий раз, как в сказке, вернулся в театр драмы им. Ф.М. Достоевского. В 2011 году новгородский зритель увидел его спектакль «Женихи», в 2012 – «Ужин с дураком», а теперь нам предстоит познакомиться с постановкой «Игра с привидением» по пьесе Алексея Николаевича Толстого «Кукушкины слезы».

По сюжету, разорившийся помещик Степан Хомутов живет на содержании у своего бесноватого друга Яблокова. Жить Хомутову от безденежья и без своей любимой, которую он не видел уже пять лет, надоело - он чахнет. Но все резко меняется, когда приходит телеграмма от его жены – актрисы Марьи Огневой: «Завтра приезжаю». Как встретить актрису? Ответ прост: шиком и блеском! И тут пошли обман за обманом, интрига за интригой… А хотела ли Огнева шика и блеска? И чем закончится весь этот фарс?.. Увидим на премьере уже в марте.

На главную женскую роль выбрали актрису Веру Веркау.

В первую очередь, конечно же, Вас и Марью Огневу объединяет любовь к театру. Какие еще сходства есть между вами?

– Мы на то и актеры, чтобы играть другие судьбы, другие характеры. Роль тем и интересна, что в жизни я, может, тихая, скромная, а на сцене – львица, могу все! Получить роль Огневой - это, конечно, счастье. Впервые в своей карьере я буду играть актрису. Конечно, у меня с ней оказалось много общего. И много непохожего: у сценического персонажа и меня настоящей жизнь складывается по-разному.

В 1995 году в Московском академическом театре имени Вл. Маяковского Андрей Гончаров поставил спектакль «Театральный романс» по пьесе «Кукушкины слезы». Наталья Гундарева сыграла Огневу и в 1996 даже получила премию «Хрустальная Турандот» за лучшую женскую роль. Были ли Вы знакомы с ее работой?

– Я не знала, что в этом театре шел такой спектакль. А Наталью Гундареву я знаю по ролям в кино, на сцене видела в спектакле «Банкрот», где она играла главную роль. Это было просто блистательно, я была в восторге! Намного лет она осталась у меня в памяти и вызывает восхищение. Когда мы взяли эту пьесу, нам режиссер сразу сказал, что это была последняя роль Гундаревой. Я не знала об этом. Вообще, надо сказать, что пьеса эта довольно редко идет на сценах…

Вы когда-нибудь уставали от «творческой судьбы», как Огнева?

– От творческой судьбы устаешь, когда живешь без действия, не знаешь будет ли у тебя что-то впереди… В нашей профессии необходимо, как у жен военных, – ждать. Мы все время ждем и надеемся. В этом трагичность и сложность актерской судьбы, потому что не все зависит от нас, не все мы сами определяем.

Режиссер-постановщик спектакля Дмитрий Горник после репетиции (главную мужскую роль, кстати, играет Сергей Ефимов, который уже в третий раз работает с этим режиссером) ответил на вопросы о своем замысле.

Новгородские зрители с Вами уже хорошо знакомы. Будет ли Ваш новый спектакль попыткой удивить, показать себя в новом ракурсе?

– Я такие цели не ставлю: приехать и удивить. Это находится внутри профессии, как бы само собой. Я, в первую очередь, должен удивиться сам, чтобы материал меня зажег, потом я должен удивить артистов и зажечь их замыслом, а затем уже – к зрителю. Это цепная реакция. Ошибка и проблема, на мой взгляд, когда режиссер ставит перед собой задачу удивить зрителя любой ценой. Если просто удивлять, то может и Гамлет выйти с саксофоном…Все скажут: «Вот ты смотри, у Шекспира – саксофон!» По сути дела, это никакое не имеет отношение к образу Гамлета и монолог «to be or not to be?» от этого не зазвучит по-новому. Я увлекаюсь хорошей драматургией, увлекаю в нее актеров, и в итоге, мы можем увлечь зрителя в эту игру. Что касается этой пьесы, то она очень актуальна. Все подается вроде бы в виде комедии, почти фарса, но речь идет и о слезах, и о смехе, и о любви. Мы здесь вбираем почти все жанровые краски, но в достаточно лояльном виде. Можно под видом шутки заставить человека сочувствовать, сопереживать. Перед нами русская классика, которая по духу очень близка. И такой материал будет интересен в любой точке России, главное, чтобы интересно было преподнесено. В спектаклях по этой пьесе никто никогда не использовал цыган, а у нас они будут. Мы делаем достаточно оригинальную постановку.

Будет ли премьера связана с Международным днем театра?

Она как раз ему и посвящена. Когда зашел разговор о выборе пьесе, мы (театр и я) пришли к общему знаменателю. Пьеса о русской актрисе, на которой держится русский театр – лучше и придумать нельзя. Хотя она и в любое другое время будет хорошо смотреться.

В пьесе можно выделить несколько основных тем: это и тема счастья, и тема парадоксальности человеческой сущности, и тема любви. Какая главная мысль этого произведения?

– Алексей Толстой был достаточно любвеобильным человеком, он купался в любви и ласке, пользовался авторитетом у женщин. Но однажды одна актриса ему отказала во взаимных чувствах, и он, разозлившись, написал эту пьесу. Его тема заключается в том, что актрисы – люди не очень интересные, взбалмошные, которые не отвечают за свои поступки: поиграют, подурачатся и все. И все это как раз просматривается в виде водевиля, что и ставил Андрей Гончаров. Я беру другое направление и акцентирую внимание на том, что актеры, конечно, люди немножко неконтролируемые, несерьезные, они романтики, по жизни неустроенны, не защищены… Мне нравятся такие артисты. Героиня может быть и смешной, и очень трогательной, злой, наивной и тут же подозрительной, то есть, она вбирает в себя огромное количество красок, которые могут быть в любом человеке. При этом она, конечно, человек, безумно преданный театру. В любую минуту она может положить свою жизнь на алтарь искусства. Такие люди двигают прогресс. Но в любой крайности есть нечто, что может закончиться трагически. Ведь это история о несостоявшейся любви. Он безумно любит ее, а она безумно влюблена в театр. И два мира не могут сосуществовать под одной крышей. Это актуальнейшая проблема для миллионов людей, которые не могут быть вместе. И чем больше человек талантлив, тем сложнее ему найти другую половинку, потому что он сам по себе уже целая планета. Она на одной планете живет, он – на другой, а между ними - театр.

Как Вы представляете Хомутова, Огневу и Яблокова сегодня? В каком виде их желания и стремления существовали бы в наше время?

– Знаете, если б мы играли спектакль в современных костюмах, практически ничего бы не поменялось. Хомутов достаточно слабый человек, который не замечает остального мира до крайности. Есть актриса, которая не видит ничего, кроме театра. И есть Яблоков, который играет между ними, пользуется и тем и другим, когда надо – манипулирует ими. Везде ищет свою выгоду. Это очень современно. Сейчас люди думают очень рационально, дружат только тогда, когда человек нужен, просто так в гости не ходят, как правило. Люди искусства встречаются с людьми искусства, люди бизнеса встречаются со своими. А мы должны общаться не по принадлежности к тому или иному виду деятельности, система «клубов по интересам» очень разобщает. У нас полно вокруг Яблоковых, Хомутовых и Огневых, которые горят своими темами. Но они горят и сгорают.

Праздничная премьера «Игры с привидением» пройдет на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского 21 и 22 марта. Билеты уже в продаже.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: