ГлавнаяСтатьиДневник фестиваля искусств "Русская музыка" 2014. День второй
Опубликовано 3.03.2014 в 11:18, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 473

Дневник фестиваля искусств "Русская музыка" 2014. День второй

В рамках юбилейного фестиваля искусств «Русская музыка» прошел спектакль «Царевна-лягушка» Санкт-Петербургского государственного театра для детей и взрослых «Карамболь». Мюзикл с настоящим оркестром по любимой русской народной сказке собрал в зале Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского аншлаг. Накануне фестиваль открылся программой Театра балета им. Л. Якобсона.

Мюзикл театра «Карамболь» еще раз заставил задуматься о провинциальности в искусстве. То есть, провинция – это не территория, это состояние души, отношение к делу. Если театр приезжает из Санкт-Петербурга, «культурной столицы» России, то вовсе не означает, что провинциалов ждет столичное зрелище.

Начнем с того, что мюзикл – такой специфически-чужеродный жанр, который к нашей театральной культуре может привиться только с помощью жесткого менеджмента. Только уже в XXI веке у нас стало возможным сочинить и поставить спектакль в той форме, которую за рубежом называют «мюзикл». Вовсе не означает, что это должно быть феерическое шоу, с трюками, машинерией и прочими чудесами. Мюзикл, в первую очередь, это синтетический артист, который помимо обладания драматической харизмой великолепно поет и танцует. А в самом произведении должен быть хотя бы один шлягер, который публика может напеть знакомым в качестве рекламы. Это всё достаточно примитивные моменты. И это при том, что в отечественной практике есть свой путь «музыкального спектакля», в котором песня и танец отлично украшают драматическую по сути постановку. Особенно в театре для детей.

Так вот «Царевна-лягушка» Ирины Брондз на либретто Татьяны Крамаровой – такой музыкальный спектакль. В достаточно приятной партитуре сделана попытка поиграть с народными мотивами и эстрадными приемами. Для положительных персонажей – лирическая кантилена или балалаечно-шутовская удаль, для отрицательных – дискотечный поп-рок. Понятно, что Маша и Витя против «Диких гитар» сейчас смотрятся прелестным идеологическим ретро, а для современного театра это крайне наивно и неактуально. Важным показался момент, что музыка требует от исполнителей пусть и эстрадного, но очень серьезного вокала, местами приближаясь к оперетте.

Но даже самые удачные вокальные партии не смогли вытянуть все странности пьесы. А они возникли вполне закономерно. Ведь за основу была взята сказка Н. Гернет, написанная для театра кукол. И постановщик Галина Ульянова явно не знала, что сделать сценически с законами другого жанра. Впрочем, и это можно оставить за скобками – законы театра кукол где-то пересекаются с условностями музыкальной сцены. Вот вдруг посреди пира, без всякой заявки на симультанность пространства, Иван-Царевич потрясает лягушиной кожей и выбрасывает ее куда-то за кулисы. Таких приблизительных, небрежных моментов в постановке очень много при полном отсутствии чудес, которые, наверно, должны прилагаться к волшебной сказке. Неприятнее всего то, что и исполнители столь же небрежно относятся к тому, что делают.

Пластика всех персонажей построена на штампах «детского театра» - в русском стиле повести рукой, наклониться с присюскиванием, зычно гаркнуть, притопнуть молодецки ногой… Пафос на грани с любительством никак нельзя оправдать поэтичностью русской народной сказки. Тем более, если Кощей Бессмертный (И. Елькин) заявлен как стильный (по мысли постановщиков) шоумэн. Даже очень мило задуманная царская чета (М. Спиридонова и Д. Стефанов) не вызвали у детей и тени улыбки. Впрочем, аплодисменты сорвала Н. Грецкая в роли Купеческой дочки. Тут уж острохарактерная толстушка не могла не очаровать комической экспрессией. Напротив, Е. Афанасьева в роли Елены Прекрасной смотрелась еще тяжелее и гораздо старше Ивана-Царевича (С. Овсянников), и дело тут не в премудрости. В довершение всего артисты были в неважной вокальной форме, что губило окончательно любые попытки оживить приблизительность всего происходящего.

Как всегда, самыми органичными и искренними остаются дети. Пусть хореографии в спектакле ничтожно мало (что лишний раз не дает ему право называться мюзиклом; перетаскивание сундуков Кощея от левой кулисы к правой не в счет), пусть в задумке балетмейстера Ирины Евдокимовой не видится чего-либо внятного – детская студия театра доставляет подлинную радость.

Увы, даже в сценографии и костюмах очень много случайного и наивного. Медведь в ботинках – если не небрежность, то что? Хотя картинка и живописная, смена мест действия решена незамысловато, но практично (вращающиеся расписные ставки и тканевые полотна), остается послевкусие той самой провинциальности.

Хочется надеяться, что детская публика всё же поняла, где Добро, а где Зло. Ей ведь пока еще не важно, что Кощей гремит несколько раз «Нет правды на земле» так, будто забыл продолжение фразы. Ведь ни продолжение, ни сама фраза не нужны этому спектаклю. Там и так есть место для очаровательного юмора в лице Бабы-Яги (Л. Дыткова). Да и сама сказка останется громким, красочным воспоминанием.

***

Продолжит фестиваль программа «Времена года» от fusion квартета «Черный квадрат». Ансамбль играет современные аранжировки знаменитых классических мелодий. В составе ансамбля Татьяна Ларина (флейта), Ольга Кияшкина (фортепиано), Павел Цветков (контрабас) и Игорь Ямпольский (ударные). За сравнительно небольшой период своей творческой жизни квартет «Черный квадрат» сумел буквально ворваться на сценические площадки Москвы и российских городов, стать коллективом, выразившим мироощущение нового поколения музыкантов, исполняющих академическую музыку в другом ключе, созвучном восприятию современного поколения. Начало концерта 5 марта в 18.30. Полную программу фестиваля можно посмотреть здесь.

Фото: Сергей Гриднев

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: