ГлавнаяСтатьиТрудно быть зрителем...
Опубликовано 28.02.2014 в 09:36, статья, раздел Кино
автор: Валерий Рубцов
Показов: 575

Трудно быть зрителем...

Я не знал, чего мне ожидать от премьеры этого фильма. Немногочисленные рецензии, трейлеры и фотографии не давали какого-нибудь мало-мальски внятного объяснения. Одно понимал твёрдо — я иду смотреть не экранизацию романа братьев Стругацких. А последний фильм Алексея Германа.

Окунуться с головой

Почему я решился написать это мнение? И крайне негативных, и (возможно даже) восторженных, отзывов об этом фильме будет ещё предостаточно. Но я очень хочу рассказать не о «Трудно быть богом» Стругацких, а о том, как и почему нужно смотреть картину Алексея Германа.

Именно картину. Потому что фильмом, в нашем привычном понимании, это назвать трудно. Герман создал совершенно уникальное полотно, написанное густыми масляными чёрными и белыми красками. Киноязык здесь - как кисть художника, абсолютно всё понимающего в том, что он делает, а потому поступающего вопреки своим знаниям.

Перед тем как посмотреть, забудьте всё, что вы до этого знали о кинематографе. Забудьте о толерантности и морали, о прогрессе и развитии, о хорошем и плохом, в конце концов, забудьте о цвете. Жизнь – чёрно-белая. Нет. Жизнь – чёрно-серая.

Я недаром иллюстрирую статью не кадрами из фильма, а монохромными репродукциями картин средневековых художников. Именно они дают представление о том ощущении, которое возникает при просмотре «Трудно быть богом». Это как будто ты взял в руки лупу и рассматриваешь каждую сцену в «Страшном суде» Иеронима Босха или в «Триумфе смерти» Питера Брейгеля-старшего.

Подспудный намёк на полотна знаменитых мастеров мрачного средневековья можно заметить у Германа постоянно. Недаром первый же кадр картины, увиденный зрителем глазами одного из героев, отсылает нас к «Нидерландским пословицам» Брейгеля. Вернее, к одной из сценок этой картины – голой задницы, торчащей из деревянного нужника на стене замка.

Но даже сумасшедшее подсознание Босха, излитое в его картины, и голый натурализм Брейгеля не идут ни в какое сравнение с тем, что вы увидите на экране. Только чёрно-белая стилистика заставит вас визуально отстраниться от трёхчасового показа непрерывной грязи, дерьма, крови, соплей, смердящих трупов, ослиных гениталий и вывернутых наружу кишок. Уже через час начнёте ко всему этому привыкать и не удивляться туалетному натурализму происходящего. Отсутствие цвета не даётся пробиться через экран запаху, оставляя только внутреннее отвращение к такой жизни.

Надеюсь, я не сильно заставил вас поморщиться, погрузив в атмосферу фильма. А потому перейдём к сюжету.

Хроники арканарской резни

Сюжет картины не из разряда «не говори, а то будет неинтересно». Поэтому ничего страшного, если я вам расскажу. Тем более, что его развитие угадывается только к середине фильма. Основная часть – это своеобразное средневековое «реалити-шоу» нашими глазами. Погружение в быт (или отсутствие такового) местных рабов-господ. Но с очень глубокими выводами.

Далеко в звёздной системе существует планета Арканар, где жители по меркам землян живут в эпохе мрачного Средневековья. Они очень похожи на обычных людей, но их беспробудная низменность не даёт просвещённым землянам покоя. Найдя крупицы зарождающейся эпохи Возрождения, они посылают туда группу сотрудников Института экспериментальной истории для того, чтобы попытаться сохранить эти ростки светлого и легонько подтолкнуть арканарцев к цивилизации. Они внедрились туда в виде дворян, помогая рабам дотянуться до их уровня.

Главный герой, дон Румата, прекрасно владеет оружием, но убить, по земным законам, никого не имеет права. Он всеми силами пытается спасти ещё оставшихся в живых «умников», но у него получается это всё хуже. За 20 лет, проведённых на Арканаре, выяснилось, что местному населению совсем не нужны учёные, писатели и художники. Они их вешают, режут и топят в нужниках. А книги сжигают. Дон Румата хватается за любой проблеск светлого, чтобы не сойти с ума, но у него ничего не получается. Грязь этого мира, в конце концов, поглощает и его. Любовь к женщине была единственной ниточкой, связывавшей Румату с честью и долгом. Потеряв её, он берётся за мечи. Выпустив внутренности у доброй сотни арканарцев, он устало вздыхает: «Трудно быть богом».

Действительно, очень трудно оставаться человеком среди тех, кто не хочет им быть. Богу очень трудно наставлять нас на путь истинный, делать нас лучше, если нам самим этого совсем не хочется. Ад ближе. «Когда торжествуют серые — к власти всегда, всегда приходят чёрные». Мне кажется, именно об этом фильм.

Так для чего нужно смотреть картину «Трудно быть богом»?

Чтобы не заболеть какой-нибудь страшной болезнью, мы делаем себе прививку слабой формой той же самой болезни, чтобы организм выработал устойчивый иммунитет к ней. Так и здесь. Этот фильм – прививка от всего низменного и гнилостного, что постоянно пытается вырваться наружу из нас самих или ворваться извне. Поэтому решайте сами, нужна она вам или нет.

В иллюстрациях к статье использованы фрагменты репродукций картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля старшего.

P.S. Я не упомянул ещё об одном событии, которое случилось с показом этого фильма. Это открытие нового актёра – Леонида Ярмольника. Да-да. Я не оговорился. Именно открытие. За последние годы в нас прочно засело мнение, что Ярмольник – не более чем мастер комедийного эпизода, шоумен, ведущий или просто «цыплёнок табака» (это устойчивое прозвище приклеилось к нему после пантомимы в давней передаче «Вокруг смеха»). Ни в чём драматическом он никогда замечен не был. А тут – серьёзная главная роль. Впервые в карьере. И надо сказать, что Леонид Ярмольник здесь великолепен. Это совсем другой артист. Глубокий, думающий и очень органичный. Так что, открытие нового драматического актёра – ещё один повод сходить на «Трудно быть богом».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: