ГлавнаяСтатьиГруппа "АПМ". 25 лет по-над временем
Опубликовано 21.02.2014 в 09:54, статья, раздел , рубрика
автор: Валерий Рубцов
Показов: 767

Группа "АПМ". 25 лет по-над временем

Уже нет той страны, где они первый раз собрались вместе. Давно по-другому называется город, где они провели первую репетицию. Почил в бозе и тот самый комбинат, в актовом зале которого они дали свой первый концерт. Да и сама аббревиатура «АПМ» теперь расшифровывается совсем по-другому. Всё вокруг изменилось. Одно радует: их музыка до сих пор жива и любима. Как и много лет назад на рассвете творчества…

«АПМ». «На рассвете» (1996 г.)

Вдоль да по дороженьке

Это началось ещё в далёком 1988 году. В ту пору молодой парень Коля Беднягин, работая за станком мебельного комбината, решил создать собственную группу. Тогда каждый уважающий себя завод имел под своим крылом самодеятельный коллектив, вкладывая в него средства, покупая аппаратуру и предоставляя помещение. Плата за удовольствие была простая. Мы вам – возможности, вы нам - концерты для рабочего коллектива к праздничным датам. Пока у работников было желание выступать.

- Я тогда уже играл в местном самодеятельном коллективе, но он был на грани распада, - вспомнил Николай. – А играть очень хотелось. Тогда я и познакомился с Игорем Степановым и братьями Парфёновыми.

К воспоминаниям присоединился звукорежиссёр группы Игорь Степанов:

- Это было на ноябрьских праздниках у них на комбинате. Стандартный праздничный концерт, много всяких номеров от разных коллективов и работников. Мы там выступали со своими песнями от ДК профсоюзов, а Коля со своими. По-моему, он пел тогда «Гуд бай, Америка». Вышел один с гитарой. Нам понравился. Познакомились друг с другом. Коля сказал, что на комбинате есть аппаратура, а старый ансамбль распался. Предложил создать совместно что-то новое. Мы и согласились.

Ребята позвали ещё двух друзей со своего двора, а Беднягин привёл солиста и автора текстов Андрея Кондратьева. Так началась точка отсчёта абсолютно нового и необычного для того времени коллектива, назвавшего себя «АПМ», что расшифровывалось тогда, как «Ассоциация пролетарских музыкантов». Для того перестроечного времени это звучало модно, да и необычное сочетание гитар, бояна и фолк-роковых песен предполагало некую «народность» в подаче коллектива. А сочетание это получилось настолько успешным, что уже через три месяца после встречи ребята дали свой первый концерт в актовом зале мебельного комбината. Естественно к празднику – Дню Советской армии. Тот день выступления, 25 февраля, и решили сделать днём рождения группы.

Буквально через год к музыкантам присоединился бас-гитарист Олег Рыбин. Коллектив сложился и почти без изменений отметил своё первое пятилетие. За это время было написано уже изрядное количество песен, многие из которых были любимы и узнаваемы. Ребята давали концерты, участвовали в рок-фестивалях и мечтали о первом альбоме. К коллективу присоединился скрипач Слава Устюжанин, добавив ещё одну вкусную нотку в звучание.

Примерно в 94-м познакомился с ними и я. Сделал первый в их жизни видеоклип на песню «Вдоль да по дороженьке», записал телепрограмму с их участием, пригласил на свадьбу. Кто ж знал, что буквально через год в группе произойдут разительные перемены, давшие новый толчок развитию «АПМ».

«АПМ». «Дуракова любовь» (1999 г.)

Там у трёх дорог…

Сложное время наступило в 1995 году, когда неожиданно из коллектива решил уйти Андрей Кондратьев. Группа потеряла не только солиста, но и текстовика. Ребята хотели уже закончить вообще с выступлениями. Но случайное знакомство с молодым поэтом Алексеем Апрелем вывела коллектив из пике. За микрофон встал уже сам Беднягин. И первая же совместная песня «Русская горькая» стала настоящим хитом.

- Лёша – один из лучших текстовиков, - признался Николай. - Его вполне можно поставить рядом с мэтрами-песенниками. Конечно, мы периодически экспериментировали с другими поэтами. Но практика показала, что самые любимые песни у слушателей именно с его текстами. Так что приходится мириться и с творческими кризисами, и личными переживаниями Апреля. Настоящий поэт не может писать по заказу. Каждая песня – это часть жизни, души. За это мы его и любим.

Совместное творчество вылилось в 1996 году в первый настоящий CD-альбом «Гулёна грешная», куда вошли популярные старые песни и новые, «апрелевские». К тому времени «АПМ» уже расшифровывалось, как «Артель позитивной музыки». Это название предложили сами поклонники в одном из телевизионных опросов.

Первый альбом – новый импульс. Коллектив заметили, полюбили ещё больше. Армия поклонников разрасталась. Результат – концерты, гастроли, телевизионные эфиры, фестивали. В 1998 году «апээмовцы» впервые выехали за границу – на Ганзейские дни. Первое знакомство с Германией, тамошними слушателями и музыкальными коллективами переросло в настоящую многолетнюю дружбу.

- В прошлом году мы отмечали 15 лет нашей дружбы с немцами. За все эти годы мы только два раза не приезжали к ним. Наши старые песни они и сейчас с удовольствием слушают и подпевают. Получается, что мы их больше научили русскому языку, чем они нас – немецкому.

Но всё-таки, знакомство с зарубежными рокерами не прошло даром и для «АПМ». И уже в следующем альбоме 1999 года «Круги по воде» кое-где можно услышать влияние гитарного тяжёлого рока. Но особенно явно это ощущается в более жёстком альбоме 2002 года «Между светом и тьмой». Вокруг менялась жизнь, менялась и музыка.

«АПМ». «Мы одевались в чёрное» (2002 г.)

Жизнь на ладонях

Кому-то в те времена нравилось такое изменение в звучании, кому-то нет. Но не менялось самое главное – проникновенные тексты и красивые мелодии. Коллектив рос вместе со своими слушателями. Со временем менялся и сам «АПМ»: то уходили, то возвращались музыканты, появлялись новые инструменты, новые участники.

- Меня иногда спрашивают: а не хотели бы вы поэкспериментировать? Но мне кажется, что каждый наш альбом – это эксперимент. Они все абсолютно разные - разное звучание, разные инструменты, разные стили и сюрпризы.

Нынешний костяк группы окончательно сформировался уже в 2006 году. К тому времени в активе «АПМ» было уже пять альбомов. И, конечно же, далеко не последних.

- Так у нас вышло, что мы записываем альбомы примерно раз в два-три года. Конечно, это получается не специально. Мы никогда не загадываем заранее, когда выйдет новый. Просто записываем песни. Когда их собирается нужное количество – выпускаем альбом.

Сейчас у ребят пока только три новых песни. Для очередного альбома, конечно, маловато. Но спешить им некуда. 25 лет – это самый расцвет жизни, когда уже всё можется и ещё больше хочется. Хочется новых экспериментов и новых слушателей.

Кстати, насчёт экспериментов. Два года назад «апээмовцы» решили сделать совместный концерт с камерным оркестром Новгородской филармонии. Решили – сделали. Получился совсем новый качественный продукт, который, практически, стёр границу между роком и классикой. А это уже совсем другой уровень ответственности за то, что ты делаешь. И 25 февраля в свой юбилей ребята повторят этот опыт.

- На одну из совместных репетиций мы пригласили телевизионщиков и полностью записали на видео весь концерт с хорошим звуком, только без зрителей, - рассказал Николай. – Наши друзья сделали из этого материала настоящий фильм-концерт. Это опять же наш первый опыт. На юбилейном концерте мы впервые будем предлагать зрителям не аудио, а видео-диск с нашими песнями. Надеюсь, такая новинка понравится.

«АПМ». «Посвящение Лилит» (2004 г.)

До востребования

25 лет на сцене. Практически без перерывов на «творческий отпуск». В чём же секрет долголетия этого коллектива? Возможно в том, что они никогда не собирались сделать свою любовь к этой музыке основной профессией и пытаться зарабатывать на ней большие деньги. В девяностые многие коллективы развалило именно желание выйти на коммерческие рельсы (вспомните, хотя бы, «ГПД»).

Возможно, дело в душевных, проникновенных текстах Алексея Апреля и красивых, узнаваемых мелодиях Николая Беднягина. Или дело в инструментах, которые позволяли им давать не только большие концерты со сложной аппаратурой, но и маленькие, «бюджетные» акустические выступления в любом месте, на любую аудиторию. Или в профессионализме каждого члена группы.

Возможно даже, что немецкие музыканты, приглашавшие каждый год их к себе в гости, не давали расслабиться коллективу, заставляя серьёзно готовится к гастролям и привозить каждый раз что-то новое. Или что-то другое.

- Это занятие переросло уже в нечто большее, чем просто коллектив по интересам. За эти году у нас такая дружба, что мы понимаем друг друга с полуслова. А где-то уже даже и не можем друг без друга. Нам интересно то, что мы делаем. И мы всегда знаем, что если сделали какой-то продукт, мы его не положим в стол, а обязательно покажем нашим поклонникам.

Но, скорее всего, секрет долголетия во всём вышеперечисленном: работе, текстах, музыке, инструментах, самих музыкантах, их дружбе и профессионализме. И самое главное, что по старому «АПМу» не ностальгируешь. Они всегда современны, в любой год своего существования. Все двадцать пять лет. По-над краем…

«АПМ». «Весна. Апрель» (2008 г.)

Сегодняшний состав группы «АПМ»:

Николай Беднягин - вокал, гитара.
Александр Токарев - флейта, бэк-вокал.
Вячеслав Устюжанин – скрипка, бэк-вокал.
Алексей Петров - баян.
Алексей Афанасьев - лидер-гитара.
Евгений Аношкин - ударные.
Олег Рыбин - бас-гитара, эк-вокал.
Игорь Степанов - звукорежиссер.

Дискография группы «АПМ»

1996 – «Гулёна грешная»
1999 – «Круги по воде»
2002 – «Между светом и тьмой»
2004 – «Незваный гость»
2006 – «Посолонь» (Слева направо)
2008 – «Змеелов»
2009 – «До востребования»
2012 – «К чёрту с ангелом идти»

Фото автора и из архива группы «АПМ»

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: