ГлавнаяСтатьиИван Бердников. Мастер страны Зазеркалье
Опубликовано 20.02.2014 в 07:19, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Евгения Абашева)
Показов: 1296

Иван Бердников. Мастер страны Зазеркалье

Зайти в гости к человеку, который что-то делает своими руками, всегда сложно. А вдруг то, что он делает, не понравится? Но всё равно придётся принимать изумлённый вид и охать. С мастером Бердниковым ничего придумывать не надо. Достаточно прийти к нему домой, чтобы оказаться в волшебном мире творчества.

Свет мой, зеркальце…

Уже в гостиной я замерла от удивления. Первое впечатление можно охарактеризовать одним словом – «сказка». В этом доме люди сумели сохранить и даже сделать чуть ли не произведением искусства мебель, причем не только старинную, дореволюционных времен, но и современную, советскую. Сразу хочется заметить, что эта старина не оставляет ощущения ветхости, а наоборот, создаёт непередаваемую атмосферу уюта, тепла и покоя. В гостиной сразу бросается в глаза буфет с резными дверцами, на противоположной стене темнеет старинным деревом шкаф.

Обращаю внимание на необычные зеркала, украшающие гостиную. Такое неожиданное решение оформления оправы вижу впервые – зеркала воспринимаются как элемент интерьера, а не предмет обычного повседневного пользования. Это чудо – дело рук самого мастера Ивана Бердникова. Автор каждому из своих творений придумал название, очень точно передающее тему декора. Зеркало «Московские улочки» приковывает взгляд и долго не отпускает, в такое нужно не просто смотреться, поправляя локон, а вглядываться, и тогда, быть может, попадёшь в фантастический мир Зазеркалья, как в известной сказке Кэрролла. А рядом любимое зеркало хозяйки – «Детство»…

Страна камнерезов

Родился Иван Михайлович на Урале в небольшом живописном городке Кунгур, где многие жители работали в мастерских по изготовлению различных поделок из местного камня, гипса, селенита, известняка. Поэтому не удивительно, что уже с детства у мальчика появилось желание работать с камнем. Почти все ребятишки в городе мечтали стать камнерезами.

– Сразу после окончания восьмого класса поступил в местное училище, в котором готовили специалистов для нашего предприятия народных промыслов, в том числе и камнерезов, – вспоминает Иван Михайлович. – Обучение было на очень высоком уровне, как в настоящем художественном училище. Потом отработал год в Кунгуре, и руководство предприятия меня, как подающего надежды специалиста, отправило учиться в Абрамцевское художественно-промышленное училище под Москвой. Это были незабываемые годы. Здесь я научился работать с деревом, костью, прошел курс обучения рисунку и графики.

Потом его ждала комсомольская стройка в Набережных Челнах. Несколько лет трудился в отделе архитектуры. Но друзья перетянули в Москву. Конечно, в столице для творческого человека открываются очень большие перспективы, если повезёт, конечно. Несколько лет провел в реставрационных мастерских. А когда новгородские художники предложили съездить в город на Волхове на экскурсию, а заодно познакомиться с местным фарфоровым производством, не отказался. Подумалось: «А может это моя судьба!».

Так и получилось. В Пролетарии Бердников задержался на всю жизнь. Отработал художником больше десяти лет – сначала на заводе «Пролетарий», потом в ЗАО «Возрождение». Здесь же встретил и свою вторую половинку – жену Марину. Они вместе уже почти 37 лет, несмотря на все трудности, которые им периодически подбрасывала судьба. А в девяностые она подбрасывать трудности очень любила: то зарплату начнёт фарфором выдавать, выгоняя торговать на трассу, то совсем закроет одно из лучших предприятий России.

Отражение как искусство

Пока вспоминалось грустное время, мастер повел в комнату на втором этаже! Уходить из неё совсем не хотелось. Яркое солнце, отраженное в многочисленных зеркалах, придавало ей какую-то загадочность, и вместе с тем здесь было тепло и очень уютно. Основная коллекция чудо-зеркал была развешана именно здесь. Хозяин, довольный произведённым эффектом, показал на своего «первенца»:

– Я назвал его «Уходящее время» – оно напоминает мне детство, зелёные луга, время, которое уже никогда не повторится. Когда завод «Возрождение» закрывался, денег уже совсем не платили, а жить-то на что-то надо было. Решил вернуться к профессии, которую получил ещё в юности – скульптор-камнерез. Но в наших краях камня хорошего не найти, а вот к дереву прикипел душой. Однажды приснился совершенно необычный сон, в котором я увидел красивое деревенское окно со ставнями, керосиновой лампой на подоконнике, улыбчивые лица бабушек и дедушек. А утром вдруг понял, чем буду заниматься дальше. Ведь это даже не зеркала, а такое небольшое окошечко в другой мир, который тревожит и радует, напоминает о чем-то, может быть, давно забытом. В общем, у каждого свои фантазии, а людям в современном мире нужно иногда хоть немного отстраниться от быта.

Так постепенно зеркала стали пользоваться хорошим спросом, и одно время супруги сами возили их в Москву и Санкт-Петербург в художественные салоны. Первой, кстати, сдала экзамен на выживание Марина Николаевна, которая от безысходности начала делать сувенирные игрушки на продажу. Самым удачным у неё получился плюшевый медведь, изготовленный по старинным лекалам. Она первая и проложила дорогу к месту реализации рукотворной продукции – с помощью друзей связалась с художественными салонами Москвы и Петербурга и заключила договор на поставку изделий.

– Иногда везла две огромные сумки, помните, китайские полосатые, своих мишек и две коробки с зеркалами, – вспомнила Марина Николаевна. – А в Москве на перроне стояла и высматривала мужчин без ноши, до сих пор удивляюсь, но всегда находился добрый человек, который помогал донести сумки до автобуса или метро, а если уж совсем тяжело было, то до такси.

Так и вышло, что творцам пришлось выживать своими силами без какой-либо посторонней помощи. Но у них это получилось. Ведь для художника главное – это творчество, надёжное плечо рядом и вера в собственные силы.

- Сейчас работаю над большим зеркалом, центром композиции стал наш кремль и Софийский собор, поделился с нами мастер. - Работа очень кропотливая, думаю, месяца два буду доводить до кондиции. А вера – она всегда со мной. В Бога, в людей, в силу искусства и в мою малую родину.

Фото автора

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: