ГлавнаяСтатьиИлларион Назин: "Если нет балалайки, люди уходят неудовлетворенными"
Опубликовано 17.02.2014 в 18:10, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 969

Илларион Назин: "Если нет балалайки, люди уходят неудовлетворенными"

Как часто мы слышим игру русских народных инструментов? В сознании большинства они ассоциируются с досугом, кружками и прочей самодеятельностью. Для кого-то может стать неожиданностью, что для оркестра, ансамблей и солистов русских народных инструментов написаны не менее серьезные и философские произведения, чем для симфонического оркестра. Впрочем, новгородцам стыдно было бы этого не знать, ведь уже много лет концертно-просветительскую деятельность ведет Оркестр русских народных инструментов Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского. Сейчас он носит имя его основателя Виктора Григорьевича Бабанова. С 2004 года оркестром руководит Виталий Владимирович Беляев. В репертуаре ОРНИ им. В.Г. Бабанова есть программа под названием «Балалайка – русская душа». С солистом оркестра, лауреатом международного конкурса и главным героем этой программы Илларином Назиным наша сегодняшняя встреча.

На ваш взгляд, чем же так уникальна балалайка, что стала символом российской культуры?

Популярность балалайки связана с её тембром (теплотой звука). И неоценимыми заслугами Василия Васильевича Андреева. Балалайка была инструментом скоморохов (бродячих, уличных артистов), в своём творчестве они занимались «политической сатирой». Из-за их деятельности и образа жизни скоморохов считали «людьми второго сорта». Таким образом, в обществе бытовало мнение, что на балалайках играет только чернь. И вот в чем величие Андреева: будучи благородного происхождения, имея прекрасное образование, в том числе и музыкальное, он поднял этот инструмент «из грязи в князи», показал его всей Европе и Америке. И, как у нас часто бывает, у себя ты никому не нужен, а если там тебя приняли, то возвращаешься уже королем. Мне очень нравится выражение, профессора «Гнесинки» Валерия Ельчика : «Балалайка является флагманом российской культуры за границей». И это действительно так. У любого человека за границей спроси – норвежца, канадца, японца, австралийца, - все скажут, что русский инструмент - балалайка.

А такая необычная форма как-то влияет на феноменальность балалайки?

Треугольная форма балалайки связана с историей её развития. А уникальный квартовый строй балалайки примы (первая струна - ля первой октавы, вторая и третья струны - ми первой октавы в унисон) заслуга В.В. Андреева. По сути, у балалайки три струны, а звука – два. Поэтому, мы можем брать аккорды в широком расположении без особых сложностей.

Большинство слушателей при упоминании балалайки представляют себе знаменитое тремоло. А какие еще приемы игры есть?

Балалайка имеет огромный спектр музыкальных приемов. При этом, мы не используем медиаторы, смычки, играем только руками. На балалайке можно играть практически всеми гитарными приемами, народными приемами: бряцание, пиццикато, арпеджиато, всевозможные срывы левой руки, подсечки, ударчики, подсвисты. А тремоло какое на балалайке шикарное за счет мягкости пальца! Какой еще инструмент может похвастаться таким тремоло, как балалайка?

А как случилось, что Вы выбрали балалайку? Или балалайка выбрала Вас?

В 1988 году мне было семь лет, и я, как и большинство мальчишек, хотел играть на гитаре. Я просил маму отвести меня учиться. В музыкальную школу меня не взяли, сказали подрасти еще годик. Тогда мы пришли в Дом пионеров им. Лени Голикова (сейчас ДДЮТ). Преподавателя гитары там не оказалось. Судьбоносно в этот год Сергей Иванович Яковлев открывает кружок русских народных инструментов. Насколько я помню, не задумываясь, я стал ходить на занятия. Год, полтора, два. И меня не то что отвернуло от гитары (гитару очень люблю, уважаю), но балалайка – это другое. До этого я балалайку не знал, не видел. Конечно, если бы я раньше видел на концерте, то сразу пошел учиться. Но судьба сама именно так разложила карты.

Было ли желание освоить другие, классические инструменты?

Во время обучения в музыкальных училищах и высших музыкальных заведениях студенты обязаны попутно осваивать другие музыкальные инструменты – и народные, и классические. И помимо этого, в концертах у меня и жалейки, и ложки, трещотки и рубели, всевозможные бичи. Там же такая кухня, что раскладываешь стол и только успевай бегать от одного к другому. А на ложках поиграть не так-то просто, нужно еще поучиться.

Чем вызван такой широкий репертуар?

Вообще слушать нужно всё. Не услышав определенное направление, нельзя для себя определить предпочтения. Музыкант тоже должен играть всё. Это и отличает профессиональное исполнение от самодеятельности. Мы должны доносить до слушателя разную музыку, и обязательно современных авторов. В плане произведений для русских народных инструментов есть некая цикличность: была народная песня, потом появились обработки Андреева, Будашкина, Трояновского, Шалова, Нечепоренко, Рожкова. Конечно, современных авторов можно услышать пока только на конкурсах. Лично я люблю народные мелодии, очень люблю Шалова, весь его репертуар, Городовскую, шедевры Тростянского. Из современных – московского композитора Евгения Шабалина. А Андрея Горбачева можно считать локомотивом музыки для балалайки.

Как воспринимают концерты с балалайкой за рубежом, в России, в провинции в частности?

За рубежом балалайку принимают с неподдельным интересом и теплотой – если приехали русские, то балалайка должна быть обязательно. Если нет балалайки, люди уходят неудовлетворенными. Был случай: я получил травму и не смог участвовать в концерте. Так мне говорили – оставайся, лечись, сыграешь, а потом можешь ехать.

В России еще нужно много работать над таким восприятием. Еще 20 лет назад слово «балалайка» кроме смешка ничего не вызывало. Студенты стеснялись признаваться, что они учатся играть на народных инструментах. Сейчас ситуация меняется. Наш коллектив ведет активную деятельность – мы играем по детским садам, школам, детским домам, выезжаем в районы, чтобы люди слышали народные инструменты. Чтобы они знали, как могут звучать они. Был такой случай. Приезжает девушка с петербургского телеканала записывать интервью. Она садится, камера, свет, поехали. И задает первый вопрос: «Скажите пожалуйста, а кроме частушек Вы еще на балалайке что-нибудь можете сыграть?» Я немею. «Что-то не так?» - спрашивает она меня, а мне сказать нечего.

Если мы едем в село, то там лучше сыграть простую русскую песню в обработке. Концерт для балалайки и симфонического оркестра Слонимского там не нужен. А вот серьезную музыку, например, из известных кинофильмов принимают с восторгом, нас долго не отпускают после такого концерта. Совсем в глубинке, где дети не испорчены цивилизацией и модой, любую музыку слушают с искренним светом в глазах. Для изысканной публики в городах нужно играть современные, широкоформатные программы.

А есть ли шансы сделать балалайку модной?

Есть такой исполнитель-балалаечник Алексей Архиповский. Он очень модный. Правда, играет с различными «примочками» на балалайке со звукоснимателем. Но это тоже имеет право на существование.

***
В заключение хочется лишний раз процитировать Вольтера: «Все жанры хороши, кроме скучного. Но скука – не жанр». Так что если балалайка до сих пор вызывает у вас пренебрежительно-скучающую улыбку, то вы ее не слышали. Включайтесь в абонемент Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского «Русский сувенир». Особая программа состоится 26 февраля. В «Снегурочке» прозвучат фрагменты пьесы А.Н. Островского, вокальные партии из одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова в сопровождении оркестра русских народных инструментов в специальном переложении Виталия Беляева.

Фото: Сергей Гриднев

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: