ГлавнаяСтатьиВыбор редакции. О рыцаре бедном и парадоксах страсти
Опубликовано 17.02.2014 в 04:46, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Анна Бардина)

Выбор редакции. О рыцаре бедном и парадоксах страсти

Спектакль «Н.Ф.Б.» Искандэра Сакаева на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского. Одна из самых заметных театральных работ этого сезона.

Что: Ф.М. Достоевский «Н.Ф.Б.» (движение в пространстве романа «Идиот»)

Где: Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского (ул. Великая, 14).

Когда: 20 февраля, четверг, 19:00.

С кем пойти: с тем, кто понимает

Сколько стоит: 200 руб.

Почему стоит идти: перед нами исследование, психологический эксперимент, представленный в форме спектакля. Роман «Идиот», как и всё так называемое «великое пятикнижие» Достоевского, полностью изучен и прокомментирован несколькими поколениями литературоведов и искусствоведов. Однако режиссер Искандэр Сакаев, не отказываясь от возможности индивидуального прочтения известного сюжета, находит свежий и неожиданный ход: он искусственно гиперболизирует отдельные черты характеров героев, давая зрителю возможность узнать Мышкина, Рогожина и Настасью Филипповну с новой стороны. Подобный приём призван вызвать борьбу ранее приобретённого читательского опыта с только что увиденным. К традиционному построению характеров героев Достоевского, а это люди-идеи, с изначально концентрированной индивидуальностью, Сакаев добавляет ноты гротеска. Вы представляли князя Льва Николаевича лучезарным молодым человеком с восторженным и открытым сердцем, а на самом деле перед вами психически нездоровый молодой мужчина, принципиально не способный к самостоятельной жизни. То же и с Настасьей Филипповной: режиссер увеличивает градус карнавализации, и вот главная героиня буквально разносит на куски игровое пространство, впадая во всё новые и новые приступы немотивированной ярости и счастья.

Из всей системы персонажей и сюжетных линий режиссер оставляет только историю любви и выбора внутри треугольника Настасья Филипповна – Мышкин – Рогожин. Из аннотации к спектаклю:

Холод квартиры Рогожина. Дробный стук колес швейцарского поезда. Роковые апартаменты Настасьи Филипповны. Этот калейдоскоп времени и образов, всплывающих в сознании князя Мышкина, рыцаря бедного, Дон-Кихота XIX века, сходится в одной точке — Н.Ф.Б. (Настасья Филипповна Барашкова), женщина, воплотившая в себе красоту и жестокость этого мира, обернувшегося в спектакле детективно-психологической игрой сознания и отчаянной попыткой движения в замкнутом пространстве романа.

Как известно, в финале романа Настасья Филипповна погибает от рук Парфёна Рогожина, и это единственный очевидный и трагический исход. В «Н.Ф.Б.» особое внимание уделено «смерти» князя Мышкина, имея в виду его возвращение к забытью, к расстроенным нервам. Кто в этом виноват? Ответ кроется в многочисленных образах и деталях, осваивать и преодолевать которые придётся на протяжении всего спектакля.

Спектакль - лауреат XVII Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского и обладатель награды «За лучшую режиссуру». Премьера состоялась в 2013 году.

В спектакле играют: Анна Кондрашина, Ян Цыбульский, Ярослав Янковский

Фото: Ольга Осипова, из архива театра

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: