ГлавнаяСтатьиНе-ангел-хранитель
Опубликовано 28.01.2014 в 14:07, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Ольга Немчикова)
Показов: 771

Не-ангел-хранитель

«Sherlock» на канале «BBC One». Казалось бы, только ленивый еще не написал о популярном сериале. Новогодний подарок Первого канала – практически одновременный старт показа третьего сезона с Великобританией, лишил ночного сна и скептиков, и ярых фанатов. Очевидное явление массовой культуры. Или более того? Безупречная талантливость создателей: продакш или промоушн. Специально для ОК-журнала Ольга Немчикова анализирует вселенную сериала.

А когда вы вернетесь –
А будет и так,
Вы усталыми крыльями сдержите такт
Словно детское честное слово
Игорь Караулов

Уже почти пятилетку мир лихорадит: в 2010 году канал ВВС подарил зрителям фильм «Sherlock». Мини-сериал данный момент состоит из трех сезонов по три серии каждый. Создатели уверяют, что ожидается еще как минимум два сезона, а дальше будет видно. То, что просто-напросто кончатся рассказы Артура Конан Дойля, по мотивам которых и снят фильм, вовсе не является препятствием. В конце концов, при полном соблюдении духа и местами даже буквы авторского канона, создатели сериала нашпиговали свое творение таким количеством хоть и характерной, но все же отсебятины, что такая мелочь их не остановит.

Впрочем, давайте по порядку. Ну, хотя бы несколько слов – с самого начала.

Для нас самым началом, как ни крути, является свой Шерлок Холмс. Василий Ливанов, изначально усатый доктор Ватсон, кружевные викторианские салфеточки, трубка, мерное течение беседы двух джентльменов… Еще суетливый и гротескно-смешной Лестрейд, эпизодический Майкрофт, закупоренная в платье по самое горло Ирэн Адлер, трогательная и наивная Мэри Мортсен, спокойная и медлительно-рассудительная миссис Хадсон. Чувствуете разницу? А парадокс в том, что полная противоположность, которую представили нам Марк Гэтисс и Стивен Моффат, ничем не хуже. Тут вообще нет понятия «хуже-лучше», «современное-устаревшее», «наше-не наше». Это просто другая история. Другого Шерлока Холмса, который живет в современном, сегодняшнем (не вчерашнем, не завтрашнем, а самом что ни на есть сегодняшнем) Лондоне и не знает о сэре Артуре Конан Дойле. Но которого упомянутый сэр вполне мог бы написать, живи он в этом же городе (хинт: речь о временных рамках). И это, кстати, тоже ничуть не удивительно и не обладает никакими сравнительными характеристиками. Это просто факт. Или не факт – для тех, кто не принимает.

Кстати, о не принимающих. С момента выхода третьего сезона внезапно лагерь самих поклонников сериала раскололся на две части: тех, для кого осталось прежним состояние «фильм безупречен» – и тех, кто счел себя буквально преданным и оскорбленным. Надо сказать, что после показа третьей серии и подавно все смешалось в стане фанатов. Кто-то переметнулся из лагеря в лагерь, кто просто заломил руки с немой тоске, а кто-то все так восторженно принял и такой вариант развития событий.

Честно скажу – лично я отношусь к третьей из перечисленных групп. Не навязывая никому эту точку зрения, отмечу лишь, что мне это кажется донельзя логичным: если уж четыре года назад мы приняли эту вселенную и этих творцов, то можно ли теперь говорить, что все внезапно стало совсем не так, вне логики, смысла, времени и пространства? Не углубляясь в дискуссию «Современный фанат – сотворец или молчаливый зритель?», хочется сказать лишь о том, что при всех неожиданных (или, напротив, банальных) поворотах сюжета, при всех то ли ляпах, то ли откровенном троллинге (никуда не деться именно от этой терминологии, тем более что ее используют и сами создатели сериала), фильм получился не менее динамичным, многослойным и разноплановым, чем предыдущие сезоны. И теперь снова пришло время воскликнуть: «Давайте по порядку!».

Впрочем, какой тут может быть порядок. В конце концов, это восторженно-фанатский (и не скрываю этого вовсе!) писк о любимых героях, а не «чертоги разума» главного злодея сезона. Так что порядка тут быть не может, возможна лишь некая – все от тех же эмоций – попытка систематизации, хотя бы хронологической.

Итак, первая серия. «Как я выжил – будем знать только мы с тобой». Шерлок вернулся, но никто так и не знает как. Даже им самим рассказанная версия – откровенно ложная, это понял даже такой герой, как Андерсон (кстати, вообще, оказывается, поселившийся в голове Шерлока и чувствующий себя там вполне уместно, уверенно и уютно). Возможно, надо учесть все представленные версии, взяв от каждой свое рациональное зерно. А может быть, надо применить способ выживания после пулевого ранения в третьей серии (да ладно уже, не будет никакого даже хронологического порядка, не стоило и пытаться) и остановиться на чем-то подобном. А скорее всего, это было просто чудо. Миракль. Исполнение просьбы доктора Ватсона снова быть живым, прекратив этот фарс со смертью. Впрочем, не стоит забывать и о варианте, что Шерлок просто представил Смерти убедительные аргументы, что он не мог умереть так быстро, рано и откровенно глупо. Кто их знает, этих Холмсов, о чем они предпочитают договариваться и с кем.

К вопросу о Холмсах и переговорах. Одна из главных претензий к финалу нынешнего сезона – это как раз якобы проигрыш Шерлока, внезапно последовавшего постулату, что словом и пистолетом можно добиться куда как более успешных результатов, чем просто словом. В общем, признал свою беспомощность и просто выстрелил в гениальную голову антагониста. Так-то оно так, только вот вряд ли этот поступок был тем самым признанием беспомощности. Во-первых, вспомним первую серию первого сезона («Этюд в розовых тонах» о маньяке-таксисте). Грубо говоря, сюжет закольцевался, Шерлок вернул выстрел-долг (сделанный, кстати, Ватсоном). Во-вторых, рост отношений с Джоном: если финал первого сезона расшифровывается как «я умру с тобой», завершением второго становится «я умру за тебя», то третий сезон заканчивается посылом «я убью за тебя». Право слово, еще вопрос, что страшнее и тяжелее во всех смыслах. Умер ты – и вроде как тебя не волнует все, что происходит дальше (это же только брат знает, что тебя при этом бьют под дых в сербских застенках). А вот когда сам остался и стал центром образовавшейся воронки, остановить которую, кажется, не может даже всесильный старший брат… Вряд ли это проигрыш. Это победа, просто она такой первертыш (не подмена, а что-то сродни евангельскому «душу свою за други своя»), что не сразу всем понятна. Более того, не всем она и приемлема. А ведь все дело в том, что как бы Шерлок ни пытался откреститься от этого, он на стороне ангелов. И это понимают все, включая раскаявшихся киллеров. Впрочем, эта метафизическая связь – вообще тема для отдельного разговора. Как и многое, многое другое, что щедрой рукой подарили нам Гэтисс и Моффат. Как раз хватит еще на пару лет ожидания.

Фото: BBC One

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: