ГлавнаяСтатьиОставьте ваши скафандры дома!
Опубликовано 3.02.2014 в 17:06, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Татьяна Дамрина)
Показов: 666

Оставьте ваши скафандры дома!

Выставочный проект под условным названием «Русский космизм» стал эпицентром новой выставочной волны в Новгородском центре современного искусства. В нем объединились два имени: Микалоюс Чюрленис и Николай Рерих. Чюрленис создал корпус работ, который справедливо называют «миром Чюрлениса», «пророком космического века», «Колумбом нового духовного континента». А по словам Леонида Андреева, гениальная фантазия Рериха достигает тех пределов, за которыми она становится уже ясновидением. Это сближает художественные миры Чюрлениса и Рериха. В рамках проекта также демонстрируются работы Светланы и Игоря Анисифоровых и Владимира Бородина. Куратор проекта Олег Орловский (Москва). Открывал выставку директор музея Чюрлениса в Вильнюсе Стасис Урбанис. Экспозицию осмотрела Татьяна Дамрина. Но прежде, чем приступить к чтению, предлагаем включить музыку.

Микалоюс Константинас Чюрленис. Симфоническая поэма "В лесу"

С 31 января по 2 марта вниманию новгородцев представлены два разных, но взаимопроникающих ирреальных мира художников, чьё творчество стало не только объектом искусства, но и своеобразным философским мировоззрением.

В выставочном зале мирно соседствуют и дополняют друг друга Европа литовского музыканта и художника начала XX века Микалоюса Чюрлёниса и Восток русского художника, писателя, археолога, философа, исследователя Азии середины XX века Николая Рериха. Большая часть работ выполнена темперой – краской из порошкообразного пигмента, смешанного с эмульсией, но исполнение у двух художников совершенно разное. Все 44 репродукции работ Рериха пышут насыщенной цветовой гаммой, ярким, сочным тоном. Цвета монументальны, как и объекты, запечатлённые художником: простые и строгие каменные сооружения и церкви, холмы и горы. Православная Русь и великий её подвижник Сергий Радонежский, объединённые духовным началом, в сознании переплетаются с величественной природой Тибета. Иная темпера в основной массе из 30 репродукций Чюрлёниса: нежные, полупрозрачные цвета, струящиеся линии-символы, кажется, готовые улететь от малейшего дуновения. Мир Рериха величествен, а мир Чюрлёниса хрупок, но оба они устремляются ввысь.

У изобразительных произведений Чюрлёниса, профессионального композитора, музыкальное начало. Многим художественным циклам мастер даже дал названия из области музыки. В цикле «Соната звёзд» и «Соната моря», представленном в экспозиции, в названии каждой картины указан темп от скорого аллегро до умеренного анданте. Многие работы – «Жертвенник», «Сказка о замке», картины цикла «Сотворение мира» – в основе своей ступенчаты: так или иначе формы и линии расположены в восходящем или нисходящем порядке. Зрителя снова возвращают к музыке: ступенчатым аккордам арпеджио или мягким скольжениям от одного звука к другому – итальянцы называют такой приём глиссандо.

Работы Рериха, кажется, наоборот родились из тишины. Той созерцательной тишины, когда человек задумывается о смысле бытия и предназначении себя в этом бытие. Картины, посвящённые особо почитаемому в семье Рерихов святому Сергию Радонежскому – «Сергий-строитель», «И мы трудимся» – попытка изобразить духовный путь. Начало – в тяжёлом каждодневном физическом труде. И тишина, святая тишина помогает преодолевать уныние и душевный ропот.

Впрочем, удивительные картины из «Богатырской серии», написанные в годы Второй мировой войны – «Поход Игоря» (1942), «Победа» (1942), очень мелодичны. Они звучат торжественными праздничными гимнами. Художник, обращаясь к сюжетам Древней Руси, проводит связующую между воинами прошлого и настоящего. Его вера в победу России всегда была тверда.

Несколько работ Чюрлёниса, то ли специально, то ли из-за недостатка пространства разместились на «половине» Рериха. И границы между мирами двух символистов размылись, плавно перетекая в единый космос. Скафандр здесь совсем не нужен.

Фото автора

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: