ГлавнаяСтатьиВиталий Цветков: «Полтинник как Новый год». Часть первая
Опубликовано 30.01.2014 в 06:04, статья, раздел Звук
автор: Валерий Рубцов
Показов: 978

Виталий Цветков: «Полтинник как Новый год». Часть первая

Неожиданно для себя обнаружил, что Виталию Цветкову 15 февраля исполнится 50 лет. Многие читатели, особенно молодые, недоумённо пожмут плечами. Они понятия не имеют, кто это и чем знаменит. Другие просто подзабыли короткие счастливые времена начала Перестройки и ту бесшабашную, очень светлую музыку, которая собирала полные залы новгородских (и не только) площадок и расходилась десятками тысяч на виниле. А ведь мы по-настоящему гордились тогда, что наша новгородская рок-группа «ГПД» выпустила первую в Новгороде большую пластинку, участвовала и побеждала в различных рок-фестивалях, о ней хорошо отзывались известные любители музыки, сотрудничали питерские музыканты. Теперь уже мало кто об этом помнит.

Но побудила меня сделать этот портрет не ностальгия и даже не значительный юбилей некогда популярного новгородского музыканта (ныне директора группы «Браво»). Совсем недавно я спросил у одного знакомого ценителя музыки, молодого парня, слышал ли он что-нибудь о Виталии Цветкове и группе «ГПД». Он естественно отрицательно помотал головой. Тогда я дал ему послушать некоторые любимые мной песни. Удивительно, но ему так понравились композиции, что он прокрутил их несколько раз по кругу. Тогда я и понял, что пришло то время, когда нам очень не хватает красивых мелодий с хорошим, позитивным текстом и в настоящей инструментальной аранжировке. Ну, соскучились мы по светлому…

Пришло время вновь открыть для себя песни Виталия Цветкова и группы «ГПД».

В. Цветков - "Друзья" (2002 г.)

Андеграунд в буквальном смысле

Моё первое знакомство с группой произошло в подвале ДК им. А.С. Попова (ныне Дома молодёжи) в далёком 1987 году. В ту пору там располагалось несколько различных кружков и студий. Например, моя студия любительских фильмов или репетиционная база набиравшей обороты «Группы продлённого дня». Именно так тогда расшифровывалась эта знакомая аббревиатура. По подвальному коридору разносилась красивая музыка, и ребята стали не только нашими соседями, но и друзьями. Мы их пробовали снимать на камеру, а они давали нам послушать новые песни. Основным солистом и автором большинства песен группы был Виталий Цветков.

- Тогда с началом перестройки рок-музыка только вышла из подполья, - вспомнил то время Виталий, - С 1986-го мы уже начали участвовать в разных фестивалях и смотрах. Наш дебютный магнитоальбом «Транс» получил третью премию в конкурсе ленинградского журнала «Аврора». По итогам конкурса даже сборник выпустили из 12 хитов, куда мы вошли вместе с начинающими «Чайф» и «Ноль». А на страницах «Авроры» некоторые песни удостоились лестных слов от БГ и Александра Житинского. В группе тогда кроме меня играли Игорь Снетков, Игорь Чибриков, Саша Малчевский и Слава Логинов.

На наших глазах, вернее, ушах рождался в то время второй альбом под названием «Плен». Молодость, романтика и «Дым твоих сигарет»… Мы тогда просто наслаждались этими песнями, напевали их и мечтали сделать настоящий киноклип. Благо мастерства и наглости хватало. Но видеокамер в массовом пользовании ещё не появилось, а совмещать кино и звук было крайне дорого. Поэтому оставалось только слушать и ходить на редкие выступления.

- Этот альбом был полон скрытого эротизма. И в нём звучала дорогущая по тем временам драм-машина Alesis. Вообще с «ГПД» и всей нашей новгородской компанией связано много хороших воспоминаний. Мы были молоды, безумно талантливы, легковерны, наивны и, поэтому, сильны!

Это были, наверное, самые необычные времена для нашей страны. Советский союз ещё существовал, но уже вовсю буйствовала гласность, и на нас «молодых и талантливых» нахлынуло огромное количество запретных ранее тем, книг, музыки, фильмов. Мы пропадали в видеосалонах, скупали аудиокассеты и новые журналы, носили футболки с надписью «Перестройка» и очень гордились своей страной. Мы были уверены, что теперь уж точно с нашим участием жить станет лучше, жить станет веселей. А страна обязательно возьмёт нас в переделку. Вместе с группой «ГПД».

В. Цветков и "ГПД" - "Переделка" (1990 г.)

Даёшь виниловый вагон!

В 1990-м я уже работал вместе с музыкантами Сашей Малчевским и Игорем Чибриковым в лаборатории учебного телевидения Новгородского политехнического института, был свидетелем рождения многих песен и одним из первых слушателей очередного альбома «Спички на случай войны». Любимых песен становилось всё больше, а сама «ГПД» всё известнее.

- В том же году после записи альбома ушли из группы Снетков и Логинов, - продолжил воспоминания Виталий, - Им было сложно совмещать работу на заводе с нашими поездками. Ведь концерты тогда денег не приносили, а очередь на квартиру из-за творческих амбиций терять не хотелось. Но зато ряды «гпдэшников» пополнил ударник Дима Балашов и два приглашённых питерских музыканта Игорь Дернов и Александр Фомичёв. Труба и саксофон добавили в нашу музыку совсем новое звучание.

В 1991 году состоялось знаменательное для нашего города событие, которое затмило разве что переименование в Великий Новгород. Ленинградский филиал фирмы грамзаписи «Мелодия» предложил группе «ГПД» выпустить первую большую грампластинку. До того момента ни один их новгородских рок-музыкантов ещё не удостаивался такой чести. Но такова была популярность и музыкальный уровень группы в то время. Записывались, естественно, в городе на Неве.

- Студия тогда располагалась в здании церкви на Васильевском острове. С инструментами и аппаратурой нам помогали питерские друзья. Они же были и первыми слушателями.

Тиражу первого новгородского винилового альбома «ГПД» под названием «Плата за ночь» могут позавидовать многие сегодняшние музыканты – 50 тысяч экземпляров. По объёму – целый вагон! Разошёлся по стране он довольно быстро, и группа получила первые за шесть лет существования солидные деньги за своё творчество. Я до сих пор храню дома ту первую пластинку с автографами ребят. Настоящее достояние.

В. Цветков и "ГПД" - "Лети, Гагарин" (1991 г.)

Назад, к эпохе «дарвинизма»

- Презентация пластинки в «Малом театре» была феерической, продолжалась три дня и была названа рок-фестивалем «Прорыв». Кроме всех новгородских рок-групп выступили и несколько известных питерских коллективов, наших друзей. Это было самое сумасшедшее и счастливое время. Мы стали в городе нереально крутыми, а каждый участник группы в глазах окружающих выглядел настоящей звездой.

Дальше были концерты в разных городах и большие планы, но развал Союза снова всё поставил с ног на голову. Тотальный дефицит, талоны и полное равнодушие к культуре, как таковой. Людям есть было нечего, какие уж тут песни… Но Виталий, в отличие от многих его коллег в то время, никогда не сдавался. У группы неожиданно появился меценат и возможность быть творцами во времена зарождения «базарного» капитализма.

- Я ушел с работы, чтобы полностью посвятить себя группе. Мы обзавелись собственной технической базой и офисом, красивыми афишами и концертными костюмами. Пошли постоянные репетиции и концерты. Мы начали активно оправдывать шансы данные нам первой грампластинкой. Правда, время нам выдалось непростое, отвратительное время девяностых. Многие тогда не вернулись «из боя» или вернулись другими людьми.

В результате коммерциализации почти полностью обновился состав группы. Да и название тоже. Теперь аббревиатура «ГПД» расшифровывалась уже «Грамм по двести». А Виталий взял себе псевдоним Дарвин. Так общими усилиями тех, кто остался, в 1992 году вышла вторая виниловая пластинка под названием «Токи». Правда, уже не вагонным, а ограниченным тиражом. Сейчас её даже в Новгороде найти сложно. Да и песни с этого альбома вряд ли кто помнит. Хотя мелодичная романтика, присущая всем песням Цветкова в нём, конечно же, присутствовала…

В. Цветков и "ГПД" - "Это любовь" (1992 г.)

С приходом в группу в 1993 году бас-гитариста Дмитрия Фролова у ГПД появилось второе дыхание и к следующему году «Грамм по двести» выпустила свой самый известный, только уже не виниловый, а CD-альбом «Музыка миллионов» с хитом на все времена «Мы были лучше». Это был пик взлёта группы. Но, как это ни странно, он же стал и её единственной вершиной. Больше «ГПД» уже ничего не издавала. А у Виталия начались другие времена и извилистая дорожка между Санкт-Петербургом, Новгородом и Москвой. Приведшая его, в конце концов, в группу «Браво». Но об этом чуть позже. В следующей части портрета Виталия Цветкова.

Продолжение следует…

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: