ГлавнаяСтатьиА шкафчик открывается не просто…
Опубликовано 30.01.2014 в 07:16, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Дмитрий Иванов)
Показов: 853

А шкафчик открывается не просто…

Выставка «От Рюрика до Романова. Премьера экспоната (резной шкаф мастера Г.Е. Токарева-Казарина 1913 (?) года). К 400-летию династии Романовых» проходит с 6 декабря прошлого до 24 октября нынешнего года в здании бывших Присутственных мест в Кремле. Поднялся на второй этаж главного корупуса Новгородского музея-заповедника Дмитрий Иванов.

Дверцы, как ворота в храм

Перед теми, кто проделает с нами этот путь, предстанет настоящее чудо. Посудите сами: створочки резные, фигурки расписные, по стенкам цари да царицы, ангелы-ангелицы, крылья золочёные, одежды зелёные, наверху церковь Небесная да Земная, Архангел Михаил да Богородица.

И заметьте, это не описание сказочного терема или дворца, а простого шкафа. Или не простого?

Сотворил это чудо ровно сто лет назад городецкий мастер Григорий Евдокимович Токарев-Казарин. По профессии он был сапожных дел мастером, но, как видно, мебель у него получалась тоже весьма изысканная. Делал он её либо на заказ, либо просто так, для души. Городец, в котором жил мастер, славился не только знаменитой росписью, но и особыми пряниками. Барельефы для них вырезались на специальных досках, а потом делался оттиск на самом прянике. Может быть, наблюдая этот процесс, Григорий Евдокимович и придумал художественное решение шкафа.

Издали он смотрится настоящим пряничным домиком, но если подойти, то раскрывается целая история восхождения на трон и царствования семьи Романовых, а также можно рассмотреть библейские сюжеты о праведниках и грешниках. Тут есть и сцена призвания Михаила Фёдоровича на царство, и сцена из жития преподобного Иоанна Многострадального, сцена смерти Ивана Сусанина и младенец Моисей в корзине.

Своим декором, в котором многие композиции сделаны явно по библейским сюжетам, шкаф напоминает композицию на Сигтунских вратах Софийского собора. При желании можно отыскать даже кое-какое сходство в сюжетах.

Городецкий шкаф показывает слияние истории семьи Романовых с библейскими сюжетами, намекает на параллель между жизнью, величием и делами русских царей и ветхозаветных праведников. А вершина всего – страшный суд – словно обращение к смотрящему, взятое из Библии: «Не суди, и не судим будешь». Возможно, именно через эту особенность и проявилось случайное сходство облицовки шкафа и декора Сигтунских врат. Ведь концепция любого иконостаса – «единство мира горнего и мира земного». И эта мысль прослеживается в художественном решении шкафа. Через его миниатюры мастер словно пытается затронуть душевный мир смотрящего, пробует общаться с наблюдающим. Но сходство это скорее случайное, обусловленное обращением авторов Сигтунских врат и городецкого шкафа к символизму иконостаса.

У Юлии Комаровой, хранителя фонда древнерусской живописи и резного дерева, на этот счёт своё мнение:

- Я думаю, между этими памятниками никакой прямой связи нет, потому что мастер не новгородец, он из Городца. Если что-то есть, то только на уровне мировоззрения, а не копирования. Это настолько уникальное авторское произведение, что поначалу было изначально даже трудно определить, к какому времени он относится. Причём это не традиционная городецкая резьба, а совершенно индивидуальный, самобытный стиль Григория Евдокимовича. Конечно, он смотрел какие-то картинки, на основе которых впоследствии создавал резные композиции. Это могли быть и приложения к историческим журналам, и лубок, и старообрядческая книга. Ведь мастер был старообрядцем.

Мебельный триптих

Шкаф этот поступил в Новгородский музей из Боровического краеведческого музея в конце 50-х годов ХХ века и входил в первую послевоенную экспозицию. Стоял он в зале народного искусства, пройдя процедуру быстрой реставрации. Про него ничего не было известно. Экскурсоводы рассказывали какие-то легенды, будто крепостной крестьянин вырезал перочинным ножом в течение сорока лет эти фигурки. Но, скорее всего, шкаф был сделан в 1913 году к 300-летию Дома Романовых. Об этом же говорят и сюжеты в его отделке.

В 1980 году шкаф переехал в фонды новгородского музея и на многие годы оставался без внимания. Но не так давно в музее Андрея Рублёва началась выставка из частных коллекций, и в интернет-каталоге этой выставки Юлия Борисовна совершенно случайно увидела недостающий фрагмент отделки городецкого шкафа – одно из наверший. Причём сам владелец этого фрагмента, известный московский реставратор Вячеслав Михайлович Момот считал, что это фрагмент иконы XVIII века.

Тогда сотрудники музея связались с Вячеславом Михайловичем и он предоставил недостающую часть для экспозиции. Сейчас она находится на правом торце шкафа - это сюжет «Ангел, поражающий грешников».

Также случайно удалось определить и автора, Григория Евдокимовича Токарева-Казарина. Через поиск в интернете выяснилось, что в музее города Городец есть два похожих шкафа. Среди местных историков была легенда, что третий шкаф кто-то в давние времена купил и увёз, а куда – неизвестно. Вот так неожиданно выяснилось, что теперь он в Новгороде.

Сразу чувствуется, что это одна рука, один мастер, а наш шкаф, видимо, последний. Он продуманней, совершенней, выразительней.

Для его изготовления были использованы разные породы дерева. Основные конструктивные элементы и столешница выполнены из дуба, задние стенки из хвойных пород, а вся резьба сделана по липе. Краски темперные. Хотя, по мнению современных реставраторов, мастер не соблюдал иконописную традицию, смело использовал разные лаки, краски и золочение. Своё творчество он не ограничивал никакими рамками или традициями.

Опирался ли мастер на какие-то аналоги, это только предстоит определить. Впереди ещё долгое и кропотливое исследование, научный поиск и, возможно, новые загадки и их разрешение. Ведь и те два шкафа, что стоят ныне в Городце, ещё до конца не исследованы. Даже не определены некоторые сюжеты. А ведь через них можно понять и мировоззрение мастера.

Безусловно, изучение всех трёх шкафов даст более полное представление о личности Григория Евдокимовича, а быть может, раскроется первоначальный замысел композиции, состоящей из трёх шкафов. Ведь могут же они оказаться частью единого ансамбля? На них встречается и алхимическая символика, и Жанна Д`Арк, и персонажи «Песни о купце Калашникове». Вполне возможно, что между этими сюжетами есть какая-то связь.

Тему же шкафа, что стоит в здании музея Юлия Борисовна формулирует так:

- Если этот шкаф сделан к юбилею династии Романовых, то в нём присутствует тема богоизбранности Царской власти, Царь – Божий избранник, Царь – освободитель. Эта тема прослеживается, например, через сюжет о спасении Моисея, когда его находит дочь фараона. Или сюжет «избиение младенцев Иродом». Опять же, здесь прослеживается тема чудесного спасения Христа. Есть намёк и на ответственность царя перед народом, и на божественное происхождение царской власти. А потому очень хочется найти какую-то общую философскую концепцию всех трёх шкафов.

Назначение первых двух шкафов, что стоят в Городце, скорее всего бытовое. По-видимому, они служили для хранения посуды.

- Очень трудно себе представить, чтобы наш шкаф использовался в быту, – продолжает сотрудница музея. – Ведь он стоял в имении Евгения Семёновича Рахлина-Румянцева в селе Рютино Валдайского уезда Новгородской губернии. После смерти жены в 1916 году владелец начал строить церковь, посвящённую княгине Ольге. Но потом случилась революция, и церковь, ещё не освящённая, была переименована в храм-музей. Евгений Семёнович перевёз туда свою коллекцию икон и древностей. Некоторая церковная утварь хранилась именно в этом шкафу. А после закрытия музея в 1929 году здание передали исправительно-трудовой колонии, и тогда шкаф оказался в Боровическом краеведческом музее. Возможно, Евгений Семёнович купил в Городце этот шкаф, а может быть, заказал специально. Главное, что он очень органично подходил для хранения его коллекции.

Много загадок преподнёс исследователям самый обычный, казалось бы, предмет мебели - шкаф. Но наверняка вокруг нас есть ещё много вещей, хранящих свои тайны и ждущих своих исследователей и первооткрывателей. Если вы знаете или слышали о таких предметах, способных что-нибудь «рассказать» о своих владельцах или авторах, напишите нам. Возможно это будет новым поводом для выставки и серьёзного исторического исследования.

Фото автора

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: