ГлавнаяСтатьиКоролевский рояль и архаические обряды
Опубликовано 25.12.2013 в 08:41, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Михаил Корноухов)
Показов: 583

Королевский рояль и архаические обряды

Проект "Путь "Весны священной" к 100-летию балета И. Стравинского. Лауреат международных конкурсов, доктор наук, профессор Михаил Корноухов рассказывает о новгородском представлении на сцене КЦ «Диалог» 23 декабря 2013 года.

Путь «Весны священной» в Великом Новгороде оказался довольно тернистым, но в конечном итоге – достаточно успешным. Тому свидетельство - значительное количество публики на концерте и теплый прием музыкантов. Играть музыку этого балета (пожалуй, самого знаменитого и скандального в ХХ веке) на рояле (пусть и двух) – дело изначально неблагодарное. И возможное только по какому-либо особому случаю. Таким случаем, несомненно, является столетний юбилей премьеры «Весны священной». И проект Константина Учителя в этом плане не одинок. Этим летом я специально посетил концерт в зале Мариинского театра-3 Петербурга, где в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» Валерия Гергиева эту музыку играл знаменитый фортепианный дуэт сестер-близняшек из Турции. Был довольно разочарован, хотя сам как концертирующий пианист, понимал – насколько трудная задача исполнять в традиционном концерте музыку, где изначально предполагается визуальное начало - и не просто завлекательная картинка, а специфическое пластическое искусство. Кроме того, в оркестре Стравинского в изобилии представлены духовые и особенно различные ударные инструменты, и в фортепианном изложении эта музыка очень многое теряет. Поэтому попытка представить в одном сценическом действе фольклорные истоки и сам балет – потрясающая находка режиссера Константина Учителя (автора, менеджера, идейного вдохновителя и организатора это проекта), который по делам своей докторской диссертации, к сожалению, не смог приехать в Великий Новгород. Поначалу действо шокирует, вызывает непонимание и даже некоторое отторжение – такие архаические обряды и сразу – академическая европеизированная музыка. Потом начинаешь осознавать – рояль, королевский инструмент, соотносится с музыкой «Виртуальной деревни» как какой-нибудь современный интеллектуал с неандертальцем. И все-таки, понимаешь - мы все оттуда, из пещер, из племен, из общин. Просто это действительно очень далекие корни. Но это они самые и есть.

Что касается самой стороны исполнения – на мой взгляд, следовало бы напечатать краткую аннотацию программы, буквально на одном листке и бесплатно раздавать ее всем желающим перед концертом (в дополнение продававшимся буклетам). Не думаю, что это стоило бы больших дополнительных расходов, но значительно улучшило бы восприятие музыки. Так, например, я практически не имею знаний о русской обрядовой культуре, и мне помогала дочь Соня, которая к счастью, все это недавно проходила в колледже искусств. Зато я представляю, как музыка балета звучит в оркестре. Но все равно, музыканты произвели неизгладимое впечатление. Во время фольклорной части вспоминались сцены из новеллы «Праздник» (В ночь на Ивана Купалы) фильма «Андрей Рублев» А. Тарковского. Музыку И. Стравинского исполняли великолепные петербургские пианисты Петр Лаул и Павел Райкерус. Пианисты, которых знают не только в их родном городе, но и во всем (по крайней мере – музыкальном) мире. Я когда бываю в Петербурге, постоянно вижу их афиши в престижных залах с очень интересными программами. Очень рад, что Великому Новгороду наконец удалось заполучить этих музыкантов. Довольно давно, более десяти лет назад, я приглашал их, тогда еще молодых пианистов в нашу филармонию. В то время они еще учились и представляли школу России заслуженного артиста Александра Сандлера – ведущего профессора Санкт-Петербургской консерватории. Теперь это очень яркие индивидуальности, прекрасно оснащенные пианистически. Музыканты, которым есть что и как сказать. Возможно, кое-что в их исполнении мне показалось несколько глянцевым, излишне гладким. Я бы предпочел подчеркнуто жесткую, лапидарную манеру исполнения именно этого балета, учитывая авторскую оркестровку и сюжет. Но их интерпретация была также по-настоящему увлекательна, азартна, картинна и самобытна. А также – изумительно слаженна по ансамблю. Можно только поздравить всех нас с прекрасным концертом. Мне кажется, это и есть настоящее музыкальное просветительство. Мы все в этом крайне нуждаемся.

Фото: ОК-журнал

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: